Зрители «Театра Луны» с нетерпением ждут ответов на вопросы, поставленные премьерным спектаклем «Близнецы». И не только потому, что пьеса построена на детективном, криминальном сюжете. Плохой парень, заблудший брат совершает несколько убийств и приходит за помощью к брату-близнецу, который спасает его ценой собственной жизни. И как спасённому брату жить с этим?
Но это не всё, даже афиша нового спектакля уже содержит несколько вопросов. Первый вопрос, пожалуй, это «кто вы, мистер Преториус?» Ведь Валентин Преториус – это первый драматург в репертуаре «Театра Луны», имя которого нельзя найти ни в одной энциклопедии. Молчит даже всезнающая Википедия. Правда, актёрские базы данных сообщают о В.Преториусе — недавнем выпускнике ВГИКа (не сценаристе!), сыгравшем в полдюжине фильмов, но в эпизодических ролях. Второй вопрос – о режиссёре-постановщике спектакля. Нет, это не вопрос «кто вы, госпожа Когут?» Имя Натальи Когут давно известно: окончила актерский курс в РАТИ (ГИТИС), а также режиссерский курс у самого Виктюка. Театральная публика знает Наталью Когут по спектаклям «Гамлет — точка G» по У. Шекспиру, «Жаворонок» по Ж. Аную и «Антракт» по А.Марданю. Но с другой стороны, Когут знают как «королеву малой сцены», где в полной мере открывается её «фирменный почерк» — энергетический сплав пластики, рифмованного слова, танца и музыки. А «Близнецы» — это первый выход режиссёра на большую сцену «Театра Луны». Это похоже на то, как успешный режиссёр арт-хаусного кино вдруг берётся за мейн-стрим. И чего ждать нам, зрителям?
Третий «афишный» вопрос – это состав исполнителей. С одной стороны на афише можно найти почти всех «проверенных» худруком актёров и давних любимчиков зрителей. Но вот в тройке исполнителей главных ролей спектакля мы видим новичков-годовичков: Алексея Кондрахова и Евгению Евчину. И то, что троих персонажей – братьев и жену одного из близнецов — играют двоё, это, пожалуй, не вопрос. Из трёх персонажей двое – близнецы, поэтому меж собой сами за сценой разберутся! За год службы в «Театре Луны» Алексей Кондрахов успел сыграть на сцене театра всего одну роль, правда это знаковая роль Поля Элюара во «флагманском» спектакле Сергея Проханова «Дали и испанская королева из Казани». Евгения Евчина в прошлом сезоне успела сыграть Николь в спектакле «Ночь Нежна» по Ф.С.Фицджеральду, а уже в этом году сыграла «Настю Малкову» в спектакле — «Ящерица» по А.Володину. Это я к тому, что танец Ящерицы именно в исполнении Анастасии Малковой стал признанным хитом сезона, поэтому абы кому такую ударную роль не доверят! Для этого новичок Евгения должна была убедительно доказать, что она не менее энергична, пластична и артистична. Надо полагать, что здесь и кроется ответ на выбор молодых актёров на первые роли. Молодых взяли, чтобы с честью могли вынести ударную нагрузку танца и энергичной пластики, которую на них возложат в танцевальных номерах режиссёр Наталья Когут и постановщик танцев балетмейстер Сергей Захаров.
Попробуем найти ответы у режиссёра спектакля «Близнецы» Натальи Когут.
- Наталья, где вы нашли пьесу?
-Пьесу Валентина Преториуса мне предложил ставить Сергей Борисович Проханов. Это он нашёл, прочитал, и я перед ним за это шляпу снимаю, — рассказывает режиссёр Наталья Когут. – Я сразу поняла, что это «мой» спектакль. Все последние годы я искала именно такой спектакль о смерти и возрождении, о познании через страдание. Это было и в «Гамлете», и в «Жаворонке», и в «Антракте». После этих спектаклей, вне «Театра Луны» я недавно поставила мистерию по мотивам пьесы Джорджа Гордона Байрона «Каин», где в основу был положен библейский сюжет об убийстве первым сыном Адама и Евы – Каином своего брата Авеля. Мой «Каин» успешно участвовал в Международном театральном фестивале в Южной Корее (г. Сеул), в Вампиловском фестивале в Иркутске. Но это была камерная вещь: пьеса существовала и как мой моно спектакль, и в варианте для троих актёров. Поэтому, когда я прочла «Близнецов», я решила, что это подарок судьбы, дар за смирение и мудрость, к которым я пришла с годами.
- Вам не страшно выходить на «большую сцену»? Ведь это другие решения, и зритель, наверное, другой?
- Страшно, конечно. Большая сцена и большой зал многого требуют. Я от испуга открыла в себе много качеств, которых раньше не было. Но это обычное для режиссёра чувство. Помогает то, что зритель-то всё равно мой, придут те, кто меня уже знает и любит. И актёры все мои — прежние, с которыми я давно работаю. Я постаралась и каждому актеру «сделала» роль.
- Большая сцена театра подразумевает, что спектакль должен соответствовать творческому стилю художественного руководителя – «фантастическому реализму». А в «Близнецах», которые основаны на современном материале, этот элемент фантастики присутствует?
- Хороший вопрос. Наших режиссеров в вузах не учат умению ставить спектакли в соответствии с духом театра и требованиями его художественного руководителя. Учат бунтовать, самовыражаться, как говорится, «Мы все – Виктюки!» Меня тоже не учили этому, но за годы работы под руководством Сергея Борисовича Проханова я сумела этому научиться, ведь это уже четвёртый мой спектакль под крышей «Театра Луны». Поэтому, да – спектакль поставлен вполне в духе театра. И я же не сюжет ставлю, я вечную тему беру, которая с поворотами сюжета приходит.