Тема «прожигателей жизни» и «цыганской романтики» русскому человеку известна хорошо, но, как правило, в литературном и кинематографическом пересказе. Популярный актер театра и кино Алексей Лосихин свой режиссёрский дебют посвятил воплощению реальной истории, написанной на основе записок старого служащего легендарного ресторана «Яръ». Действие мюзикла разворачиваются в 1918 году. В легендарный московский ресторан «Яръ» приезжает богатый купец Стодушный, для того, чтобы выкупить с аукциона лучшую певицу ресторана — цыганку Зарину. Но в борьбу за сердце молодой красавицы вступает юный официант Люблен…
- Алексей, почему вы взялись за историю из жизни «ресторанной богемы» на сломе эпох?
- Для меня прошлое всегда было очень важно и «Яръ» в моей пьесе стал символом великой, могучей и неудержимой страны. Ведь в ресторане, помимо пьянок и кутежей, подписывались миллионные контракты, которые вершили судьбы всей России. Для иностранца это было в диковинку: «Как можно пить и делать дела», а для русского человека – это норма. И вдруг в это царство изобилия и порока приходит новая власть, расставляет все иначе и стирает Великую Российскую Империю.
- Легенда это или реальная история?
- Этот сюжет я прочел в записках старого гардеробщика, который работал в «Яре». Сегодняшняя дирекция ресторана, узнав о моих намерениях написать пьесу, презентовала мне старую тетрадку с записями служащего, в которой я и нашел всю необходимую информацию. Если рукопись не врет, значит это реальная история.
- Если это основанный на реальных событиях сюжет, как говорится, сценарий, написанный самой жизнью, то чем закончилась эта история?
- Как и все в нашей жизни – любовью и смертью.
— Алексей, а не шла ли за Вами по пятам история «Бесприданницы», например, написанной именно о любви и деньгах, а еще — о смятенной душе, которая пытается вырваться из железных тисков «правды жизни»?
- Я писал пьесу основываясь на лучших традициях русской литературы и, конечно, это великое произведение не оставило меня равнодушным. В какой-то степени я вдохновлялся «Бесприданницей» и другими произведениями нашей классики, поэтому надеюсь, что шла.
- Алексей, как вы подбирали актёров для своего спектакля? Брали тех, кого знали, с кем работали в «Театре Луны», например, или критерий был другой?
- Основная часть труппы – это давно знакомые мне люди, я люблю проводить с ними время и творить в их компании. Для многих из них роли выписывались специально. Из «Театра Луны» я взял любимых артистов: Анастасию Савицкую и Владислава Воронина. Это тяжелая артиллерия, которая вдарит по сердцам зрителей и попадет с самый центр. Так вышло, что я привык дружить с людьми талантливыми, и когда зашел вопрос о кастинге, то долго искать не пришлось. Конечно есть и новые люди, которых мы откроем для зрителя, но в основном это старая гвардия.
- Алексей, первые репетиции, читки спектакля проходили на его «исторической родине» — в реальном ресторане «Яръ», ставшем позже гостиницей «Советской». Где будут играть спектакль после его запуска в ноябре? В «Яре»?
- В «Яре» мы будем выступать, но без драматических сцен шоу. В ноябре премьера состоится в новом здании театра «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, там и увидимся!
- Алексей, у Вас театральное образование и актёрский опыт. Когда Вас потянуло на режиссуру? Что послужило толчком?
- Когда я учился в РАТИ(ГИТИС) две однокурсницы пришли ко мне с просьбой поставить спектакль Жана-Поля Сартра «За закрытой дверью», мы собрали его за четыре ночи и показали комиссии, так я стал режиссером. Поэтому получилось, что профессия сама нашла меня.
- Насколько я знаю, на выпускном курсе РАТИ Сергея Проханова вместе со студентами вы ставили мюзикл «Стармания», причём играли в нём одну из главных ролей. В «Яре» Вы также играете?
- Я хотел исполнить роль Люблена, но когда увидел артистов, прошедших кастинг на эту роль, решил отказаться от этой мысли. Может в перспективе, в качестве исключения я появлюсь на сцене, но пока эта идея остается в будущем.
- Алексей, не хочу «спойлерить», но во время репетиции «Яра» мне показалось, что это не совсем мюзикл в классическом, бродвейском понимании. Скорее «музыкальная драма», драматический спектакль с музыкальными номерами. Как Вы сами можете определить жанр спектакля?
- Если говорить о жанре, то скорее он ближе к советским музыкальным фильмам, где есть большие драматические сцены и музыкальные номера. Я не ориентировался на Бродвей и Европу, мне интересно наше наследие, поэтому, как жанр считаю это «музыкальным траги-фарсом».
- Вы как-то проговорились, что готовите два варианта спектакля – «мюзикл-варьете» и «музыкальный драматический спектакль». Как это будет совмещаться в реальной жизни?
- Спектакль будет клонирован и исполняться в нескольких версиях. Полную постановку можно будет увидеть на театральной площадке. А шоу-версию мы планируем играть в ресторане «Яръ».
- Расскажите немного о ключевых актёрах, которым предстоит «сыграть и пропеть» сюжет. К чему Вы стремились: чтобы сложившийся актёр вёл роль или, наоборот, роль вела актёра?
- У меня прекрасная труппа со сложившимися отношениями и опытом. Немного об исполнителях: Андрей Белявский – исполнитель роли Стодушного, это мой давний товарищ, с которым мы много прошли вместе, идем вместе и теперь. Виктор Есин, исполнитель роли Шпига — мы вместе работали в мюзикле «Ромео и Джульетта», это великолепный актер, с которым мне доставляет огромное удовольствие работать. Я рад что открываю его для себя с новой стороны, надеюсь, что и он тоже. Анастасия Савицкая, исполнительница роли Мадам Товаровой — мы дружим уже много лет и так же много работаем вместе, она встала в ряд с лучшими мастерами жанра. Андрей Клюев – исполнитель роли Юровского, это артист, которого я знаю и с которым работаю много лет бок о бок, у него за плечами огромное количество мюзиклов и драматических ролей. София Джалилова – исполнительница роли Зарины, это моя муза, которая будто сошла со страниц пьесы и теперь воплощает написанное на сцене.
- И, наконец, банальный вопрос о творческих планах. Есть ли творческая жизнь до и после 8-го ноября?
- До 8-го ноября вся моя творческая жизнь принадлежит мюзиклу «Яръ», а после вас ожидают новые спектакли! Мы готовим сюрприз для публики! Спешите на премьеру!
- Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь? - Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву… «Бесприданница»