Ученые ещё ищут следы первобытных орудий, которые превратили первобытного человека в цивилизованного Гомо Сапиенса. Одни указывают на кремниевые наконечники для копья первобытного охотника, другие разыскивают следы его каменного топора. Одним словом ищут (и находят) следы мужских орудий. Но на самом деле цивилизацию подтолкнули женщины и изготовленные ими предметы. Во-первых, это перевязь для ношения новорожденных детей, которая освободила руки молодым женщинам, собирающим корешки и злаки. Во-вторых, это первобытная мельничка из двух камней, которая помогала найденные зерна перетирать и готовить хлеб и кашу. Именно мельничка дала шанс выжить в племени тем женщинам, которые по возрасту уже не могли самостоятельно пережевывать собранные семена. Да, я о бабушках.
На мой взгляд, именно бабушки, как социальный институт, и превратили первобытных гоминидов в разумных общественных существ. Бабушки хранили огонь в очагах, когда молодые женщины с первобытными слингами уходили в поля, эти первобытные Арины Родионовны сохраняли традиции и знания, передавая их подрастающим поколениям. Прошло время, бабушек заменили ясли и детские сады, промышленность начала по приемлемым ценам выпускать памперсы, аудиокнижки и радионяни. Спрос на бабушек резко снизился. Главной ценностью старушек стали их квадратные метры, на которые алчно взирают законные наследники и черные риэлторы. А ведь заживаться на свете да копить под матрасом деньги на собственные похороны – это далеко не все на что способны современные бабульки — «наперсницы волшебной старины»…
Весьма ярко об этом заявили «Бурановские бабушки», на несколько недель превратившие почти всех жителей страны в своих болельщиков – пока не заняли на «Евровидении» второе место. Причем в общем, а не в «синьорском» зачете как это бывает на танцевальных соревнованиях, где участников делят по возрасту на юниоров и синьоров-«старичков».
Что интересно, в самый разгар фанатской «бурановской лихорадки» в московском «Театриуме на Серпуховке» состоялась премьера спектакля о самодеятельных поющих долгожительницах. Журналисты тут же объявили, что театр подсуетился и поставил спектакль об удмуртских бабушках-певицах. Так сказать, утром в газете – вечером в куплете.
На сцену «Театриума» вышли полдюжины «супермоделей» в дизайнерских сарафанах и кокошниках: 90 – 60 – 90! Только это не размеры верхнего-нижнего бюста и талии, а возраст солисток. Участницы коллектива народной песни собираются за праздничным столом в доме культуры Всероссийского общества глухих, чтобы отметить десятилетний юбилей своего ансамбля и определить планы на будущее, в том числе и на своего художественного руководителя. Но худрук отдает предпочтение «молодухе 55-летней» — новой солистке, пахнущей духами «Шанель». «Баба Шанель» разрушает идиллию своим неожиданным вторжением.
Тереза Дурова, художественный руководитель «Театриума на Серпуховке», тут же отвергла попытки связать премьеру своего спектакля и выход фольклорного коллектива из Удмуртии в финал «Евровидения». «Работа над спектаклем началась полгода назад, когда состав финалистов был совершенно неизвестен, тогда же была запланирована дата премьеры, — сказала худрук «Театриума». – Поэтому это скорее «Бурановские бабушки» «сели нам на хвост», а не мы к ним! Но в любом случае я только рада, что такое совпадение поможет привлечь внимание к проблеме, поднятой нашим спектаклем». Автора пьесы Николая Коляду тоже не упрекнешь в «бурановской коньюнктурщине», — его «Бабу Шанель» ставили с 2010 года в двух театрах Москвы, а также Екатеринбурге, Казани, Луганске, Новомосковске, а летом поставят в Каменьск-Уральске и польском Гданьске.
Роман букеровского лауреата Елены Чижовой «Время женщин» поставил «Современник». Несмотря на обилие сурового быта, эта пьеса более похожа на городскую сказку о Золушке. Заботу о немой сиротке взяли на себя сразу три старых беспомощных бабушки-феи. Сказка грустная, но со счастливым концом, что вполне устраивает зрительниц, заставших суровый советский быт коммуналок 50-х годов или знакомых с ним по рассказам своих бабушек.
Сюжет пьесы «Девочки из календаря» основан на реальной истории из английской глубинки – несколько отчаянных бабушек безрезультатно пытаются собрать средства для нового диванчика в клинике. Там их подруга проводит ночи напролет у постели умирающего супруга. Презрев пуританские запреты, бабушки (или помягче выражаясь, домохозяйки постбальзаковского возраста) снимаются обнаженными для календаря и… собирают 2 миллиона фунтов! Построив новую клинику, они стали национальными героинями Великобритании, доказав себе, что в жизни всегда есть место подвигу ради благородного дела. Сюжет спектакля лег в основу фильма со звездами британского кино. Но экранизация не уменьшает интереса к пьесе – у театра есть своя особая магия.
Ну и кульминацией демонстрации всеобщего уважения к женщинам пенсионного возраста стал самый дорогой «спектакль», поставленный в Лондоне в честь «виндзорской бабушки» — царствующей уже 60-лет королевы Великобритании Елизаветы II. Во время театрализованного представления во время официальной торжественной церемонии царствующая пенсионерка буквально «купалась» в любви своих подданых. Дай бог, чтобы и остальных бабушек вниманием не обделяли…
«Виндзорская бабушка» вполне себе «на коне»