В январе в Москву на гастроли приедет старейший армянский профессиональный театр — Тбилисский Государственный Армянский Драматический Театр имени Петроса Адамяна. Но почитатели театра обычно называют его Тифлисским или даже Авлабарским армянским театром. Попробуем разобраться почему.
Театр был основан более чем полторы сотни лет назад — в 1856 году, когда нынешний Тбилиси назывался Тифлисом и считался многокультурным центром Кавказа, где армяне составляли треть населения, обгоняя по численности даже грузин. Здесь у армянской общины было несколько театров, куда приезжали на гастроли из Еревана и Константинополя известные армянские театральные деятели, включая и Петроса Адамяна, имя которого театр носит сегодня. При этом Авлабар был весьма колоритным, своеобразным и достаточно обособленным районом старого Тифлиса, считаясь центром армянской интеллигенции на территории Грузии.
Тбилисскому Армянскому театру все полтора века существования удавалось сохранять особый авлабарский колорит, основанный на прямом контакте со зрителем. Здесь не запрещаются, например, наивные комментарии происходящего на сцене самими зрителями и даже диалоги актёров и зрителей, доходящие иногда до перепалок сразу на трёх языках – армянском, грузинском и русском. Театр даёт представления не только по пьесам армянских драматургов, но и по всемирно известным произведениям таких классиков, как Шекспир, Шиллер, Мольер, Метерлинк. Ставят и русских, и грузинских драматургов.
Во время нынешних двухдневных гастролей 25 и 26 января на сцене московского театра имени Маяковского Тбилисский армянский театр представит пьесу классика армянской драматургии Габриэла Сундукяна «Хатабала» и водевиль грузинского драматурга Георгия Эристави «Шапка-невидимка».
Пьеса Габриэла Сундукяна «Переполох» (хотя чаще её называют именно «Хатабала», не переводя с армянского) известна советскому зрителю по шедевру армянского кинематографа – комедии режиссёра Юрия Ерзинкяна 1971 года с участием таких ярких актёров, как народные артисты СССР Сос Саркисян и Фрунзик Мкртчян. Сюжет прост: в дом богатого армянского купца приезжает молодой человек из Петербурга, за которого хозяин хочет выдать свою засидевшуюся в невестах дочь. Надо ли говорить, что весь этот переполох (или вся эта «хатабала») происходит в Тифлисе. Во истину многонациональный тифлисский Авлабар питал сюжетами и красками драматургов всех проживающих там национальностей. Про жизнь горожан Тифлиса рассказывает и второй спектакль — «Шапка-невидимка» режиссера Левона Узуяна, написанный им сразу по двум пьесам основателя грузинского театра Георгия Эристави – «Шапка — невидимка» и «Скупой». Обе они написаны полтора века назад, но по-прежнему актуальны.
Не грех напомнить, что жизнь Авлабара конца ХIХ века российскому зрителю известна и по музыкальному спектаклю «Ханума», изначально поставленному режиссёром Георгием Товстоноговым в Ленинградском Большом драматическом театре, а затем ставшим популярным фильмом-спектаклем в 1978 году.
Кстати, пьесы Георгия Эристави также можно найти в виде фильмов-спектаклей. Это я к тому, что благодаря телевизионному и кино экранам жители Авлабара давно стали нашими старыми знакомыми. Поэтому даже тот факт, что авлабарские спектакли пойдут в театре Маяковского на армянском языке с переводом на русский через наушники, не помешает москвичам узнать персонажей и понять о чём идёт речь на сцене.
Текст: Сергей Щенников