В Театриуме на Серпуховке сыграли очередную премьеру музыкального спектакля «Принц и нищий» по одноименному историческому роману Марка Твена. Назовём этот блок показов «зимней премьерой». Несмотря на то, а может благодаря тому, что спектакль уже показывали на сцене Театриума осенью, аншлаг был полный. Публика, не попавшая на «осеннюю премьеру», спешила посмотреть на сюрпризы, о которых успели сообщить по «сарафанному радио» зрители первых прогонов.
А сюрпризов было не мало. Начнём с того, что наследника британского престола впервые в профессиональном театре (да и в историческом прочтении) выбирали демократическим путем, проводя многочисленные кастинги среди сверстников принца и будущего короля Эдуарда Шестого. И главные роли – принца и нищего – а также свиты Тома Кенти отдали не взрослым актерам-травести а подросткам, прошедшим кастинг, объявленный театром. Кроме детей по-честному игравших детей также по-честному на сцене лил живой дождь. Ну что за Лондон без дождя? Во время спектакля играла живая музыка в исполнении аж двух оркестров — с классическими и средневековыми инструментами. Названия и вид инструментов приведут в замешательство даже профессионалов: арфа-доппиа, колесная лира, крумхорн, раушпфайф, бузуки, бойран, ландскнехтский барабан, смычковая псалтирь и варган. Самих музыкантов разместили по краям сцены, а освободившуюся оркестровую яму «лондонские бродяги» использовали, чтобы выскакивать из неё как черти из табакерки, пугая придворную челядь на сцене и маленьких зрителей в зале. На сцене же не менее неожиданно вдруг появлялась курица, за которой гонялась толпа поваров в белых колпаках и фартуках.
Ну и главный сюрприз, а для некоторых родителей и настоящий камуфлет — это то, что поход с ребенком в театр на «Принца и нищего», входящего в школьную программу для чтения, совсем не заменяет подробного чтения и изучения самой книги, как родителем, так и ребёнком. Тереза Дурова – постановщик спектакля и руководитель театра – для начала напичкала диалоги латинскими фразами и поговорками, заставляя зрителя включить мозг и задуматься о первоисточнике. Из самой книжки, включенной в школьную программу, Тереза Ганибаловна отобрала весьма непривычные — остросоциальные сцены, похожие скорее на отрывки из «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, главным героем которого впервые в английской литературе стал ребёнок из городских низов. Дело в том, что многочисленные экранизации, сценические постановки, мультфильмы и комиксы, пересказывая книгу Марка Твена, выбирали моменты, характерные для комедии положений, и забывали о главном. А именно, «Принц и Нищий» – это в первую очередь исторический роман, основанный на реальных исторических исследованиях автора. Мы как-то привыкли относиться к американскому писателю, как к поверхностному янки, сочинителю всяческих весёлых фантастических небылиц типа его же книги «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Но Тереза Ганибаловна своим реалистическим сценическим прочтением первого исторического романа американца заставляет зрителя с огромным удивлением задуматься о том, что вышедшие на сцену персонажи — реальны. Папа маленького принца – это никто иной, как многоженец Генрих Восьмой. Тот самый, герой полюбившегося российскому зрителю сериала «Тюдоры» и полдесятка исторических лент типа «Ещё одна из рода Болейн». Сам «Принц-Нищий» родился от третьего брака короля Генриха с Джейн Сеймур, которая умерла вскоре после его рождения от родильной горячки. Под именем Эдуард Шестой мальчишка вступил на престол девяти лет отроду под опекой дяди по матери, Эдуарда Сеймура, Первого герцога Сомерсета. В пьесе он выходит на сцену как «картавый регент».
Одним словом театральная постановка, несмотря на массу развлечений непосредственно для детей, обещает немало увлекательных путешествий по гуглу, яндексу и печатным справочникам и книгам для их родителей. Ну, и конечно же, предварительного прочтения вместе с ребёнком самого первоисточника – исторического (!) романа Марка Твена «Принц и нищий».
Кстати. Король Эдуард Шестой взошёл на престол в девять и умер в шестнадцать лет. Как свидетельствует Марк Твен, Эдуард оставил о себе память царствованием на редкость милосердным по тогдашним жестоким временам. Когда какой-нибудь сановник упрекал его в излишней мягкости, король отвечал голосом, полным сострадания: «Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты».
А это наш Принц Эдуард в 1539, написанный художником Гансом Гольбейном-младшим. В руке он держит золотую погремушку, которая напоминает скипетр. В тексте на латыни говорится о том, что он будет равен своему отцу или превзойдет его. Таким придворный художник Ганс Эворт написал короля Англии Эдуарда VI в 1546. Портрет, кстати, хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
×