В театре «Модерн» Юрий Грымов поставил спектакль «Вероника решает…» по мировому бестселлеру Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Лет двадцать назад и в России это была, пожалуй, самая издаваемая и переиздаваемая книга, сюжет её был известен известен каждому читающему по-русски в когда-то самой читающей стране мира. Но за прошедшие четверть века с первой публикации романа многое изменилось, и Юрий Грымов решил заново прочесть роман и напомнить о его актуальности со сцены своего театра.
Девушка, утратившая интерес к жизни, совершает попытку самоубийства. Она принимает смертельную дозу снотворного и пока ждёт, что таблетки подействуют, читает случайную статью в журнале… Оказавшись в результате неудачного суицида в психушке, она оказывается перед выбором — довершить начатое или найти иной путь, поверив в возможность любви и освобождения от страхов и социальных оков.
«Для меня – это самый жизнеутверждающий мировой бестселлер Коэльо, — говорит режиссёр Юрий Грымов. — В разные периоды жизни мы по-разному ощущаем этот мир и свое место в нем, испытываем конфликты. Но мы должны верить в свою жизненную силу. Только Любовь и люди, которые нас окружают, помогут нам справиться с любыми трудностями. Нужно научиться ценить жизнь и верить в себя».
Психоделические реалии сумасшедшего дома Юрий Грымов трактует весьма вольно, передав судьбу Вероники (Анастасия Сычева) и молодого пациента Эдуарда (Лев Смирнов) в руки египетских богов, с которыми молодым бунтарям спорить намного сложнее, чем с диктатом социума и родителей. Бог Солнца Ра (Дмитрий Бозин) и защитница Бастет (Марианна Канивец) проводят героиню по загробному царству египетских экспертов в области вечной жизни и смерти (Александр Мирлюнди и Александр Колесников). В виртуальном пространстве перехода между жизнью и смертью героиня испытывает эмоции, которых раньше боялась. За неделю до объявленной даты смерти особенно остро хочется жить. Очень сильно эта тема прозвучала в диалоге, а точнее монологе взбалмошной пациентки Зедки (Жанна Чирва), которая понимает, что потратила жизнь напрасно. Истории других персонажей (Мария Орлова, Александр Борисов, Любовь Новак, Леонид Трегуб, Надежда Меньшова) также должны помочь Веронике с выбором.
В оставшиеся ей дни жизни Вероника переворачивает весь мир вверх тормашками, причём волею художника-сценографа Марии Соловьевой и Юрия Грымов переворачивает порой буквально: египетская ванна и дремлющий в кресле папа римский перемещаются под потолок. Этот сюрреалистический мир помогают создать и поверить в него великолепные костюмы и грим (художники Ирэна Белоусова и Наталья Тимофеева), невероятный подбор музыкального сопровождения — от «Лунной сонаты» Бетховена до хитов культовых музыкальных групп Status Quo, Scorpions и других (звукорежиссер Андрей Лоскутов, музыкальное оформление Юрий Грымов). И всё это визуальное и музыкальное наслаждение для визуалов и меломанов по сложившейся в театре «Модерн» традиции щедро дополняется пиршеством света и дыма (Юрий Грымов, Мария Артеменко).
Все эти психиатрические «казни египетские» и шоковые методы лечения доктора Игоря (Роман Зубрилин) показаны весьма убедительно и основаны на личном опыте автора бестселлера. Сам Пауло Коэльо по молодости неоднократно попадал в психиатрические учреждения родного Рио-де-Жанейро, потому что не принимал образ жизни, навязываемой ему его родителями. Диагноз врача гласил: неправильное поведение в школе, бунтарство в отношениях с семьей, политические интересы несоответствующие интересам здравомыслящего человека
. Это поведение, характерное для любого подростка, родители и врачи пытались «лечить» электрошоком и химическими препаратами.
Темы эти звучали ранее в театре «Модерн», и угадываются завуалированные отсылки к спектаклю «Нирвана», например. Или «Страсти по Торчалову». Или «Матрёшки на округлости Земли». Но именно «завуалированные». Во всём остальном — впору писать дисклеймер «события вымышлены, совпадения случайны». Нет смысла читать текст Коэльо и искать «несовпадения». Это авторский взгляд, личное прочтение Коэльо Юрием Грымовым. О чём режиссёр честно предупреждает, многозначительно сократив название спектакля — Вероника решает… А что она решит — жить или умереть — предстоит узнать зрителю.