В Театре на Таганке прошел пресс-показ спектакля «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова в интерпретации режиссера Светланы Земляковой.
Он призван вернуть в афишу название спектакля, который 50 лет назад ставил Юрий Любимов. В театр на Таганке пытались вернуть дух Мастера ещё при живом Юрии Любимове, в апреле 2014 года к 50-летию театра показом спектакля «Таганский фронт». В апреле 2019-го к 55-летнему юбилею ставили спектакль «Red Square», отсылающий к знаменитому красному квадрату на логотипе Театра.
И вот наступает апрель и двойная круглая дата — спектакля и театра. На афише, сохраняющейся в фойе, звездные имена. Роль Василисы — народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Алла Демидова, Пелагея — народная артистка РСФСР Зинаида Славина. Копировать легендарный спектакль — дело неблагодарное. Режиссёр Светлана Землякова и не копирует, хотя в знак уважения к духу Мастера привлекает преемников художника: «Над своим спектаклем Юрий Любимов работал совместно с художником Давидом Боровским. У нас же художник – его сын, Александр Боровский, а художник по костюмам – внучка, Мария Боровская. Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол…»
Конечно, выбор спектакля о жизни нескольких поколений жителей деревни, сначала показался необычным для времени фэшн-блогеров и тиктокеров. Но интерес к документальным историям поколений своих предков сейчас существует не только у взрослых, составляющих своё семейное генеалогическое древо, но и у школьников, участвующих в различных программах, таких как «Бессмертный полк», «Герой моей семьи». Пересматривая старые семейные фотоальбомы мы часто находим там документальное подтверждение судьбам поколений людей из повестей Федора Абрамова — “Деревянные кони”, “Пелагея” и “Алька”. Внимание создателей спектакля и молодых актёров к теме и подробное изучение прототипов героев, быта, истории и даже говора деревень, в которых они жили, вызывает уважение. А то, как они играют свои роли — восторг!
Спектакль открывает новые актёрские имена. Василиса — Елена Оболенская, Пелагея — Александра Басова, Алька — Анастасия Лазукина. Евгений Бодяков, Никита Лучихин, Максим Михалёв, Марфа Кольцова, Мария Рябкова, Роман Морозов, Анастасия Захарова, Ксения Мон Сор, Александра Хованская, Анастасия Комиссарова, Андрей Попов, Алексей Финаев-Николотов, Баин Бовальдинов. Они, честно сказать, не известны широкому кругу зрителей, не раскручены, «не медийны», но безусловно талантливы и смелы. И это подкупает, потому что полностью соответствует «духу Мастера». Плюс мощный драматургический талант Федора Абрамова.
Спектакль этот нужно обязательно смотреть. Признаюсь, что из всего того, что я видел созданного на этой сцене «после Любимова», этот спектакль наиболее «таганковский». Будоражит воображение, заставляет перечитывать первоисточники и пристально следить за новыми работами артистов, режиссёра.
Что «Вести Москвы» писали ранее о Театре на Таганке:
Деревянные кони возвращаются на Таганку
Мюзикл о серийном убийце с Флит-стрит
Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит
Сергей Летов: в этом спектакле я музыкант
Театр на Таганке отмечает юбилей
Идёт охота на волков, идёт охота…
Текст и фото: Сергей Щенников