В апреле впервые «Театр Терезы Дуровой» покажет в городе Казань свои спектакли «Без галош элегантнее» и «Волшебная лампа Аладдина».
Решение Терезы Дуровой показать спектакль «Без галош элегантнее» именно в Казани неслучайно. Маяковский приезжал в Казань трижды. Впервые – в феврале 1914 года, Инициатором первого турне футуристов с «поэзо-концертом» в Казань был Давид Бурлюк, который ранее учился здесь в художественном училище. Маяковский выступал здесь в своей эпатажной желтой кофте, а Давид Бурлюк эпатировал публику нарисованной на щеке лошадью, серьгой в ухе, лорнетом и стеклянным глазом. В Казани «поэзо-концерт» закончился бурными овациями, а возвращение в Москву – большой неприятностью. Бурлюка и Маяковского исключили из художественного училища за нарушение правил, в соответствии с которыми учащиеся не имели права выступать на публичных диспутах.
Позже Маяковский расстался с одеждой футуриста, постепенно перешёл на костюмы-тройки с галстуком-бабочкой, белоснежными сорочками и манишками. Следующий визит в Казань нашёл отражение в его стихотворении «Казань»: «Стара, коса стоит Казань. Шумит бурун: «Шурум… бурум…»
Известный впоследствии татарский писатель Адель Кутуй перевёл тогда «Левый марш» на татарский язык. Маяковский вспомнил об этой встрече в стихах:
Я
в языках
не очень натаскан –
что норвежским,
что шведским мажь.
Входит татарин:
«Я
на татарском
прочитаю
«Левый марш».
Совершая поэтическое турне «по городам Союза», Маяковский специально приезжал в Казань, чтобы прочитать поэму «Владимир Ильич Ленин» в Казанском университете, где вождь мирового пролетариата начинал учиться, но был отчислен.
Захватывающее путешествие по миру моды и чувственной поэзии Маяковского стало признанием в любви к поэту. Режиссер Тереза Дурова предлагает посмотреть на феномен Владимира Маяковского с непривычного ракурса. Не как на певца революции и глашатая советского строя с профилем, высеченным в мраморе и граните, а как на неисправимого романтика, красивого мужчину, умевшего производить впечатление на женщин, франта, задававшего моду во всем – одежде, литературе, образе жизни. Его жизнь – клубок противоречий: главный поэт революции был потомственным дворянином, изысканным модником и безнадежным романтиком. Воспевая советскую одежду, он шил сорочки на заказ в Париже; провозглашая революционные манифесты, он писал нежнейшие любовные стихи; предвосхищая появление соцсетей, он выставлял свою личную жизнь напоказ. Считая, что без галош элегантнее, он волею судьбы и революции был вынужден надеть галоши…
Логичным выглядит включение в программу гастролей в столицу Татарстана музыкального спектакля «Волшебная лампа Аладдина», где Восток предстает во всей своей красе. Самая знаменитая сказка сборника «Книга тысячи и одной ночи» по праву считается памятником средневековой арабской и персидской литературы. В режиссерской версии Терезы Дуровой зрителей ждут: очарование и тайны Востока; аутентичная арабская музыка и песни; паркур и единоборства; верная любовь и сила судьбы; мечты и желания, которые становятся реальностью. Восток в спектакле предстает во всей своей красе и демонстрирует богатство культуры. Здесь искрятся самоцветами и переливаются оттенками шелка одеяний и украшения знати, поражают убранством покои дворца султана, благоухает пряными ароматами шумный базар, завораживают танцами грациозные красавицы. В этой дивной сказке есть место и любви, и коварству, и мудрости. И, конечно же, невиданным чудесам, опасностям, маленьким и большим хитростям.
Будем завидовать казанцам и ждать возвращения Театра в Москву.