В театре «Модерн» состоялся предпремьерный показ спектакля «Страсти по Торчалову» по пьесе Никиты Воронова. Это режиссёрский дебют актёра Театра Шамиля Мухамедова. Зрителям театра он известен прежде всего как князь Анатоль Курагин в спектакле «Война и мир». Также он играет Ваську Пепла в спектакле «На дне» и Володю в «Матрёшках на округлости Земли». И вот теперь — как режиссёр — он приглашает нас в некое «чистилище», вокруг которого ходит трамвай, куда можно сесть и подумать о своих прегрешениях.
Пьеса «Страсти по Торчалову» была написана драматургом и сценаристом документального кино Никитой Вороновым в конце 90-тых годов, в смутные для нашей времена перестройки, и переживания главного героя, давшего пьесе свою фамилию, связаны с этим периодом. А Шамиль Мухамедов только родился в декабре 1990-го. Естественно было интересно спросить его как он выбрал именно эту пьесу.
«Эту пьесу мне ещё давно показала однокурсница, когда мы учились во ВГИКе на актерском факультете, — рассказал Шамиль. — Пьеса долго лежала, пока я не стал искать материал для режиссёрского дебюта в театре. И я предложил её заслуженному артисту России Владимиру Левашову. Левашов прочитал её с удовольствием, и спросил только: «Старик, а ты сможешь?» Мы с ним начинали работать, обсуждали пьесу, готовились, но, к сожалению, случилось то, что случилось. Я обещал ему, что доведу работу минимум до показа художественному руководителю. И обещание сдержал. И спектакль случился».
Премьера пройдет в отремонтированном Зале Владимира Левашева, заслуженного артиста Российской Федерации, ушедшего из жизни в прошлом году.
Создателям спектакля удалось рассказать свою историю как вневременную притчу о любви, о праве выбора и ответственности за него. Спектакль удался. История развивается динамично, с драматическими, комическими и лирическими поворотами. А уходящий в кромешную темноту финал позволяет украдкой смахнуть слезу.
Потрясающе играли артисты: Торчалов — Александр Борисов, Лиза — Надежда Меньшова, Сашка — Евгений Невр, Римма — Маина Чижевская, Степа — Фотис Келепурис. Сразу две роли — отца и сына Кушкиных воплотил Алексей Багдасаров. На ограниченном пространстве малой сцены удалось создать атмосферу «чистилища», куда, материализовавшись на время, попадают неприкаянные души. А затем некоторым открываются некие светлые врата, из-за ограниченности пространства сцены похожие на ярко освещённый лифт на темной лестничной клетке. Однако везёт не всем, это зависит от заслуг и деятельного соучастия. Впрочем с возможными вариантами мы знакомы ещё по песне Высоцкого: «Но если туп как дерево родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет пока помрешь…» Пересказывать сюжет и перипетии не имеет смысла. Нужно обязательно посмотреть спектакль. Он заставляет задуматься о ценностях и бренностях жизни, оставляет долгое послевкусие.
После показа я подошёл к Шамилю, чтобы поздравить его с удачным дебютом, а заодно узнать, можно ли нам ждать от него новых режиссёрских работ.
«Нам ещё премьеру нужно пережить, — ответил Шамиль. — А если всё сложится удачно, то мне хотелось бы попробовать взяться за «Отцы и дети» Тургенева или «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова, но не для подростков, а для взрослых людей. чтобы они вспомнили о чем мечтали и что из этого у них получилось».
Что «Вести Москвы» писали ранее о Шамиле Мухамедове и театре «Модерн»:
Юрий Грымов поставил Льва Толстого