У вас иногда бывает ощущение, что разгадка лежит на поверхности, словно ещё секунда и правильный ответ придёт в голову, а его все нет и нет? Если да, то вы просто обязаны посетить спектакль «Иуда» на сцене театра «Модерн». И даже если нет, то во время просмотра спектакля это ощущение у вас точно возникнет, — говорит постоянный автор «Вести Москвы» Степан, побывавший на спектакле «Иуда». — Вместе со зрителями режиссёр Юрий Грымов разматывает клубок длиной в две тысячи лет. Уважаемые зрители, вам предстоит быть присяжными по делу о виновности в смерти Христа, подсудимый — Иуда Искариот.
На первый взгляд всё просто: мотив — жажда наживы; главная улика — поцелуй; виновный — Иуда. Дело можно закрывать. Но в видимой простоте и заключается главная проблема этого дела. Кто-то стоит за всем этим, но остаётся вопрос — кто же этот злодей, что так хотел смерти Христа? Этот вопрос и предстоит решить присяжным — то есть нам зрителям, перед которыми разворачивается красочное зрелище совершенного более двух веков преступления. Основные действующие лица: Иисус (Богдан Щукин), Понтий Пилат (Александр Борисов), Исхак (Вадим Пинский), Каиафа (Алексей Багдасаров), Иуда (Лев Смирнов).
Пожалуй, никто не усомнится в таланте актёров, в их чарующей пластике движений, так что останавливаться на этом не будем и перейдём сразу к самому яркому — игре света на лицах актёров! (Художники по свету: Юрий Грымов и Мария Артеменко). Освещение заслуживает отдельного внимания хотя бы потому, что одних отблесков на робе Понтия Пилата достаточно, чтобы мы ощутили все могущество этого человека, а громогласный бас Александра Борисова делает его ещё более устрашающим. Освещение сцены я бы назвал одним из участников происходящего. Мощный контровой свет в нужные моменты акцентирует внимание на главных действующих лицах, будь то омывающий ноги апостолов Иисус или же следящий за этим Иуда. Другие источники света лишь дополняют работу контрового, чтобы мы уловили конфликт сцены. В финале, когда Исхак разговаривает с Иисусом, освещение падает на крест, который забирает все внимание своей монументальностью, второй луч света освещает спину держащего крест Христа, доводя драму в сцене до предела. И лишь Исхак, главный антагонист, практически остаётся в тени, не выделяясь ничем, кроме нагой груди, принявшей в объятия Христа.
О работе света и музыки, о фантастических одеяниях (художник по костюмам Ирэна Белоусова) можно говорить долго, но лучше один раз увидеть. И все же главная заслуга постановки это поднимаемые в ней вопросы. Извечное противостояние добра и зла, Христа и Антихриста становится материальным на сцене «Модерна». По дороге домой ты ещё не раз прокручиваешь у себя в голове постановку, пытаясь найти ответы на вопросы, который возникли по ходу просмотра. Именно эта способность пробудить в зрителе живой интерес к размышлениям, к разбору себя через призму библейского сюжета в видении Грымова и делает постановку обязательной для просмотра.
Что Степан Сержантов писал ранее для «Вести Москвы»:
Кажется, вы так ничего и не поняли…