Спектакль вышел в свет в год 75-летия режиссёра, который в своей творческой биографии неоднократно обращался к произведениям легендарного французского комедиографа. Так, в 1979-м году состоялась премьера «Версальского экспромта», в 1999-м, в год, когда Студенческий театр МГУ получает статус государственного Театра «МОСТ», художественный руководитель ставит первую версию мольеровских «Проделок Скапена».
На вопрос, почему в канун 25-летия театра вновь ставит пьесу Мольера, в чём манящая особенность его творчества, режиссёр Евгений Славутин ответил: «Феномен Мольера – в реализме: форма, в которой идёт повествование – клоунская, а проблемы – актуальные. Я обращался к этому автору 20 лет назад, и вот вновь захотел погрузиться в эту лёгкую пьесу дель арте. Лучше Мольера ничего нет, безусловно, это – мой автор. И «Скапен» — одна из лучших его пьес. Это первая его работа, которую он поставил в Пале-рояле и сразу завоевал Париж, ну а нам надо завоевать нашего зрителя».
Режиссёр предлагает зрителю поразмышлять, почему Скапен является главным действующим лицом. В чём собственно героизм центрального героя? Несмотря на комедийную фабулу, веселье и смех, в паутине юмористических диалогов и событий есть возможность отыскать ответ, полный глубокого философского смысла.
В 1970-тых публика Студенческого театра МГУ буквально рыдала от хохота на постановках ранних пьес французского комедиографа в интерпретации Славутина. В 1979-м году режиссёр показал «Версальский экспромт», а в 1999-м, в год, когда на театральной карте Москвы появляется «МОСТ» (Московский Открытый студенческий театр), художественный руководитель представил свою первую версию пьесы «Проделки Скапена».
История о том, как главный герой виртуозно проводит операцию-махинацию по спасению влюблённых, детей богатых господ, которые не могут получить благословения на свадьбу от своих отцов. Евгений Славутин предложил зрителям поразмышлять: в чём мотивация афериста Скапена? Насколько соотносится с реальностью нынешняя реинкарнация героя за сотни лет перевоплощений?
Попытка ответить на эти вопросы – в постановке, которую режиссёр определил, как многожанровый спектакль с танцами, пантомимой, драмой и так называемой «чаплиниадой». Атмосферу знойного Неаполя с жаркими страстями, чередой забавных ситуаций и смешных диалогов представили артисты: Эмма Горвиц, Евгения Явтушенко, Анна Максимова, Александр Сизов, Анатолий Сафронихин, Дмитрий Аникушин, Алексей Бафаев, Иван Орехов и исполнитель главной роли – Роман Зуев. А также – творческая группа спектакля: автор песен Алина Симонова, композитор Александр Климашевский, режиссер-балетмейстер Елена Ершова, режиссер по пластике Владимир Беляйкин и другие.