Прошли прогоны премьеры спектакля под названием «Неформат». Его поставил на сцене театра «У Никитских ворот» известный юрист Михаил Барщевский, полпред российского правительства в различных судебных разбирательствах и звезда интеллектуального телешоу «Что? Где? Когда?» .
«Очень не люблю эффект обманутых ожиданий, – говорит Барщевский в качестве вступления. – Хочу и вас предостеречь. То, что вы увидите, не есть спектакль в обычном значении этого слова. Все будет не так, все не по правилам. От Марка Розовского как-то я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил». Я установил на сегодняшний вечер закон – неформат».
Неформат в данном случае означает смешение форматов. Здесь есть и «спектакль в спектакле», и ток-шоу по актуальным вопросам с участием экспертов и подставных актёров – «подсадных», а также реалити-шоу с подглядыванием за актёрами во время репетиции (похоже на театральное «За стеклом»). В основу театральной части постановки юрист Барщевский положил проблему преступления и наказания в самом широком смысле. Поэтому вполне ожидаемы намёки на Достоевского с отсылками к Раскольникову и убийству старушки-процентщицы.
Но эта тема густо приправлена современным стёбом и жизненными нелепостями. Богатая старуха здесь не скаредная и ограниченная процентщица, а 75-летняя народная артистка-пенсионерка, любящая артистические розыгрыши. Она видит желание молодого художника-соседа заполучить её богатство даже злодейским путём и встречает его в нелепой красной шапочке, намекая на визит к ней злого волка из популярной сказки. Широким жестом она вручает «раскольникову» ключи от «сейфа с бриллиантами» и наблюдает, как он пытается его открыть. Но оказалось, что сейф богатой старухи можно запросто открыть без ключей, потому что его ранее открыла уборщица-гастарбайтер, спутав все планы. «Завтра начнем с того места, где ты ее убиваешь», – объявляет «раскольникову» ассистент режиссёра. Завтра, надо полагать будет 19 декабря, в день премьеры.
Переходы от одного формата к другому совершаются очень неожиданно, что держит зрителей в эмоциональном и интеллектуальном напряжении. Поднаторевший в юридических баталиях Барщевский ловко жонглирует острыми темами, удерживая их обсуждение на грани ненаказуемости. (Кстати, формально он арендует у Театра сцену и артистов).
Поймать, доказать и посадить преступника. Это занятие не для действительного государственного советника первого класса, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Михаила Барщевского. Он рассуждает о табу и презумпции в разных обществах, о рамках допустимости гомосексуализма и педофилии, о возрасте согласия в сексуальных отношениях с несовершеннолетними, о неизбежности войн и захвате территорий — растениями, животными и людьми. Да, это провокация, порою дерзкая, но умная и интеллектуальная. В рекламном тексте Михаил Барщевский пишет : «Рекомендовано для умных». Сами решайте стоит ли вам смотреть этот необычный спектакль.
В ролях: Ирина Александровна — заслуженная артистка России Ольга Лебедева. Молодой художник Михаил – Игорь Скрипко. При участии заслуженного артиста России Дениса Юченкова, Яны Прыжанковой и режиссёра Михаила Барщевского.
Билеты: театрнеформат.рф