7 ноября в Доме Высоцкого на Таганке состоялся показ спектакля «Готическое море» театрального объединения «Товарищи». Постановка заявлена как драма о тотальном одиночестве. Название указывает на то, что это сценический эксперимент в жанре «Готики». В постановку вошли произведения, никогда прежде не ставившиеся на сцене совместно. Это – пьесы Теннесси Уильямса «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать», «Ты страсть как много куришь, Лили», «Лето на озере», а также последнего, неоконченного рассказа Эдгара По «Маяк».
Готическая литература зародилась в Англии, а затем завоевала популярность во многих странах, включая и Россию. Готической жути нагнали на своих читателей и Жуковский в своих балладах, и Пушкин, Гоголь, Алексей Толстой, Чехов. Но «Товарищи» взялись за американскую южную готику. Основой для американской «южной» жути стало поражение Южных штатов США в гражданской войне, последующая экономическая деградация и великая американская депрессия, оставившая свой след на знаменитой трассе 66. Готический ужас гражданской войны и трассы 66 нашел отражение в творчестве Теннесси Уильямса и Эдгара По.
Театр «Товарищи» – новое театральное объединение единомышленников в искусстве, которое возглавил режиссёр и художник Андрей Бутяев. Труппу составили выпускники Российского государственного института театрального искусства – ГИТИС (2023 года): Маша Следнева, Рома Бордачёв, Ваня Семёнов, ПалПалыч Приёмышев. Андрей Бутяев поставил «товарищей» в очень непростые сценические условия. Драматургическая основа спектакля весьма пунктирна, назначенные роли условны, а диалоги актёров то и дело превращаются в полилоги, где роль говорящего переходит от одного лица к другому. Сам спектакль очень похож на усложнённый экзамен по сценической речи, где большая часть текстов произносится в глухую стену, спиной к зрителям. При этом в распоряжении актёров есть только минимум выразительных средств: черные костюмы на чёрном фоне, зыбкий свет похож на свет слабого кинопроектора. Впечатления от киносеанса черно-белого кино усиливается музыкальным сопровождением тапера — пианиста, сопровождавшего немые фильмы. Из «декораций» на сцене только густые клубы дыма из дым-машины. Но молодые актёры справились, преодолели непростые сценические обстоятельства благодаря товарищеской взаимовыручке. Основной посыл молодого театра: актёры могут быть настоящими художниками только в условиях театра – товарищества.
Для зрителей спектакль служит убедительным поводом ещё раз перечитать рассказы Теннесси Уильямса, обратится к пессимистичному времени американской депрессии, нашедшему отражение в творчестве авторов «южной готики». Так сказать, обратиться к первоисточникам.
В листовках раздаваемых перед спектаклем говорится:
«Театр «Товарищи», выбирая систему координат теоретиков русского театра, представляет инсценировку литературы, лишённой развлекательного начала и хэппи-энда. Творения мастеров психологического жанра в литературе Теннесси Уильямса и Эдгара По возвращают первобытную способность говорить на языке правды: артисты показывают героев в ситуациях разочарования, душевной и физической боли, предоставляя возможность зрителю прочувствовать неожиданные эмоции и, возможно, осознать несовершенство бытия.
Погружение в «Готическое море» станет новым опытом для тех, кто готов окунуться в мир, населённый персонажами без фальши, масок и, как будто, без кожи. Они опускаются на «дно» своей жизни, и только зритель на уровне чувств способен понять – всплывёт ли кто-то из тёмной воды?»
В числе создателей спектакля: автор идеи, инсценировки и постановки – Андрей Бутяев, режиссер по пластике – Нина Ермолаева, композитор – Анна Емелина, продюсер – Юлия Палеева.
Фото: Сергей Щенников