Сложно в это поверить, но языком тела удалось передать даже муки творчества «короля сюрреализма». Особенно выразительны мировоззренческое противоборство Дали и Пикассо с рамкой для картины, сюрреалистический танец «на костылях», «чернильные» выходки Дали, и самый большой шлейф свадебного платья. Потрясающе отыграли создание художником рекламного облика испанской карамельки «Чупа Чупс» в модном интерактивном стиле – с раздачей карамелек. После этого «интерактива» зрители партера наблюдали за происходящим уже с палочкой карамельки во рту. Кстати, название конфетки на палочке происходит от испанского глагола chupar, то есть «сосать». Потрясающе драматично изобразили прощание Сальвадора Дали с его музой и вдохновительницей. К этой сцене исполнительница роли Галы не только облачилась в строгое чёрное платье, но и обзавелась чёрными усиками а-ля Дали.
В Театре Виктюка с триумфом прошёл пластический спектакль «Русская муза Сальвадора Дали». Это история любви гениального художника Сальвадора Дали к его единственной музе – Елене Дьяконовой, прославившейся под именем Гала Дали.
Роль Галы исполнила Анна Нахапетова – ведущая артистка театра Романа Виктюка, бывшая балерина Большого театра. Роль Сальвадора Дали исполнил удивительно пластичный актёр театра и кино Айдар Шарафетдин. Пикассо сыграл Сергей Абаев, который в Театре Романа Виктюка играет в спектаклях «А все таки вы хорошая…» и «Во всем виноват театр». Хореограф-постановщик Анна Верде удивительным образом сумела соединить на сцене драматических актёров с танцорами своего театра современного танца «Авердера».
Надо ли говорить, что в пластическом спектакле не произносится ни одного слова. Но создателям спектакля удалось необыкновенно талантливо и захватывающе красиво рассказать средствами хореографии, языком тела как союз мужчины и женщины пробуждает творческий потенциал художника, открывая для всего мира новое имя и целое художественное направление. Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, одно время он даже подписывал картины двойным именем: Гала — Сальвадор Дали.
На мой взгляд, для большинства зрителей самым важным было исполнение спектакля именно на сцене Театра Виктюка. Уже с того самого момента, когда раздался звук закрывающихся жалюзи знаменитого Дома Света, замыкающих пространство сцены от шума и огней ночного города, возникло ощущение, что спектакль, созданный четыре года назад на другой площадке, вернулся домой.
«Мы играли наш спектакль с огромным успехом на разных площадках, – рассказывает Анна Нахапетова. – Но каждый раз я представляла как было бы здорово сыграть его на сцене Театра Романа Виктюка – тогда еще был жив Роман Григорьевич. Но началась пандемия, и не получилось у меня поговорить с ним. Потом его не стало… Спектакль же продолжал жить, мы успешно ездили и на гастроли. Поклонницы театра Романа Виктюка, и все, кто видел афиши и трейлеры спектакля, спрашивали, когда же он будет следующий раз в Москве? И тут появился прекрасный повод – мой юбилей, и мы с Анной Верде решили, что нужно в этот день спектакль наш возобновить. С этой мыслью обратились к директору нашего театра Александру Олеговичу Смертину, показали ему фрагмент. И он поддержал нас. Так благодаря, стечению обстоятельств и поддержке коллектива театра, состоялось возрождение спектакля».
У многих зрителей возникало впечатление, что спектакль вернулся домой. Лично у меня при просмотре «Русской музы Сальвадора Дали» возникали невольные отсылки к другим спектаклям, которые много лет играют на сцене театра Виктюка. Постоянно чувствовались переклички с хореографичными сценами из легендарной «Федры», удивительно яркой и пластичной «Венецианки» и многими другими. И даже со спектаклем «Сергей и Айседора», если говорить о непростых отношениях великих мужчины и женщины. Будем надеяться, что этот спектакль поселится на сцене Театра Виктюка, а постановка, которая задумывалась как часть проекта о русских музах великих гениев, получит дальнейшее продолжение в стенах «Дома Света».
Что «Вести Москвы» писали ранее о спектакле:
Текст и фото: Сергей Щенников