Пресс-показ перед премьерой давно ожидаемого в театре «Модерн»спектакля «Цветы нам не нужны» позволяет, наконец, написать об этой работе режиссёра Юрия Грымова как о завершённой постановке. Ранее зрителям были доступны лишь отрывки на открытых репетициях и незаконченные варианты.
Автор пьесы Надежда Селиванова, работала над сюжетом, связанным с Нюрнбергским процессом ещё в театре Армена Джигарханяна, но на другом материале. Для «Модерна» она написала пьесу «Шпандау», переработав огромный массив документов и воспоминаний участников. Как сказала она мне после показа: «Наконец-то мой гештальт закрыт!» Но, судя по многочисленным интервью самого Юрия Грымова, эта тема для него по-прежнему актуальна и до пресловутого «закрытия гештальта» ему ещё далеко. Его работа над спектаклем для него ещё далеко не завершена. Я видел уже столько вариантов разных сцен — один лучше другого, что невольно вспомнил о другом перфекционисте. О художнике Илье Репине, который ходил в Третьяковку и раз за разом переписывал уже давно проданные Павлу Третьякову работы. Павел Михайлович в конце концов запретил пускать в свою галерею Илью Ефимовича. Но в Модерне такой вариант не пройдёт, поскольку «художник» и «галерист» здесь одно лицо. Значит спектакль долго будет «живым».
Потрясающая открывающая сцена — ожидание оглашения приговора Нюрнбергского процесса, проходящее при ещё заходящих в зал зрителях. Световой рисунок, музыкальное сопровождение — как всегда очень круто. Отличный драматургический ход — показать развитие послевоенной истории и «холодной войны» из тюрьмы Шпандау. Изобретательно показан ход времени во «вневременной капсуле Шпандау»: сменяются музыкальные хиты и взрослеет мальчик — сын капеллана. Повзрослев, он надевает американскую военную форму и отправляется воевать во Вьетнам. Растут кустистые старческие брови у Рудольфа Гесса. Факельное шествие — потрясающей силы сцена. Химеры и призраки, фигура Чарли Чаплина в роли диктатора, привидения Гитлера, приходящие к нацистским узникам, создают на сцене атмосферу непрекращающегося ужаса и предчувствия возможного возвращения фашизма.
Потрясающий подбор актёров на роли — этим Юрий Вячеславович всегда славился. Даже разбирать по отдельности не буду как убедительно они все играют. Актрисы — красотки. Выход нацистских жён на поклонах — просто залюбуешься. Военная форма на актёрах — хоть сейчас в музей.
Что ещё «Вести Москвы» писали о театре Юрия Грымова читайте в нашей рубрике «Театр Модерн»