В Москве художественный руководитель Театра STEPS в Нью-Йорке, режиссёр и драматург Слава Степнов поразмышлял об эмиграции.
Часть этих размышлений вошли в его книгу «Буковки, не провалившиеся в щель», которую представили в Библиотеке имени Тургенева. Слушатели с интересом приняли фрагмент впервые опубликованной пьесы «Жопкин хор», премьера которой прошла в мае этого года в Нью-Йорке. Отрывки из книги, включая пьесу «Жопкин хор» («Flawed Choir») прочитали актеры, работавшие со Славой Степновым: Александр Рапопорт, Серафи Норт и Сергей Якобищук.
«Моя актёрская деятельность началась как раз в постановке Славы по Вампилову, в Театре STEPS, в Нью-Йорке, – сказал на презентации Александр Рапопорт. – Мы знакомы довольно давно. Однако, только прочитав новую книгу своего друга, я могу сказать, что узнал его так, как никогда прежде».
Пьеса «Жопкин хор» рассказывает о жизни и работе русских артистов в США, которые за небольшой гонорар озвучивают рекламные объявления в радиостудии, а в перерывах обсуждают необычное желание их недавно почившего Маэстро – хором спеть на похоронах его любимую песню. Прощание с умершим часто проходит под музыку. В фольклоре разных стран существуют «плачи» – песни, выражающие тоску по ушедшему, есть похоронные марши, заупокойные мессы, реквиемы. Но верующие некоторых религий не одобряют пение и музыку на похоронах — мусульмане, иудеи и православные, например. Можно сказать, что эта тема представляет интерес для русскоязычных американских эмигрантов, которые составляют значительную часть зрителей театра STEPS. Несмотря на то, что сами американцы называют всех русскоязычных эмигрантов «русскими», сами участники презентации книги и артисты театра признались, что русских в Америке очень мало. Евреев, например, в одном Нью-Йорке больше, чем в Израиле.
Сама пьеса увидела свет в мае этого года на сцене Театра STEPS, но работа над постановкой шла непросто из-за событий на Украине, которые вызвали разную реакцию у многонационального коллектива театра. Режиссёру эти сложности удалось преодолеть. «Я не хочу привязывать свои пьесы и постановки к социально-политическим событиям, — сказал Слава Степанов. — Меня интересует человек, с его страстями и слабостями, любовью и ненавистью. Об этом мои произведения и спектакли».
Театральная деятельность режиссера, драматурга и педагога Славы Степнова длится почти полвека. После окончания ГИТИСа он работал в разных театрах СССР: Русском драматическом театре Мордовии (Саранск), Кировском драматическом театре им. Кирова (Вятка), Русском драматическом театре им. Грибоедова (Тбилиси, Грузия).
Слава мечтал открыть собственный театр в Москве, но его мечта осуществилась за границей. В 1995 году он переезжает в США и начинает сотрудничать с известным американским театром Actors Theatre of Louisville, где работает режиссёром-педагогом. В 1997 году в Нью-Йорке Слава основал STEPS Theatre — уникальный мультикультурный театр, где идут спектакли на английском, испанском и русском языках. В этом году театр празднует юбилей — 25 лет с момента основания.