В Театре Луны состоялась долгожданная премьера проекта Сергея Проханова «Маки». Как признался на пресс-конференции сам Сергей Борисович Проханов, спектакль в коллективе ждали, но вне стен театра не афишировали, потому что сегодня в театральном мире идёт настоящая охота за свежими сюжетами. Поставить спектакль по классическому, можно даже сказать заезженному сюжету не составит большого труда. Но найти (или создать своими руками) новую пьесу, которая заставит зрителя до самых поклонов ждать завершения интриги, а после спектакля проводить собственное расследование заложенной в основу пьесы истории, — это действительно дорогого стоит.
У художественного руководителя Театра Луны Сергея Борисовича Проханова это долгие годы получалось. Персонажами его спектаклей становились весьма интригующие персонажи из разных эпох, стран и сфер жизни. Это был известный итальянский авантюрист Джакомо Казанова, испанский король эпатажа и основатель сюрреализма Сальвадор Дали, царь Македонии и создатель мировой державы полководец Александр Македонский и многие другие. При этом за взлётом каждого из его героев обязательно стояла женщина, и весьма часто — русская женщина. В пьесе «Маки» такие женщины тоже присутствуют, например, Ольга Чагодаева. Другой общий подход к созданию Сергеем Прохановым своих историй — это глубокое — исследовательское — погружение в мир героев, обычно связанное не только с изучением архивных и мемуарных материалов, но и с поездками в страны, где проходило становление действующих лиц его пьес. Однако побывать на родине Капабланки режиссёру не пришлось. «Увы, когда я собирался на Кубу, — рассказал Сергей Проханов, — в моей жизни произошел переломный момент в прямом и переносном смыслах: я сломал ногу. Так что мое путешествие на Кубу не удалось…»
Но зато создателям премьерного спектакля удалось погрузиться в мир шахмат и шахматистов той эпохи, когда эта спокойная интеллектуальная игра неожиданно стала вызывать не меньше общественного интереса чем футбол, например. Как рассказал на пресс-конференции исполнитель роли легендарного шахматиста Эмануэля Ласкера Олег Марусев, его герой прославился не только тем, что сохранял звание чемпиона мира без малого тридцать лет, но и тем, что стал играть в шахматы исключительно за деньги, подняв гонорары игроков до фантастических для того времени размеров. Кстати, на пресс-конференции выяснилось, что Олег Фёдорович — первый актёр в Театре Луны, взявший на сцене театра шахматы в руки. Так, в легендарном уже спектакле «Ночь нежна» он в роли Дерве Уоррена играет в шахматы с лечащим врачом Диком Дайвером, которого играл Максим Щёголев. «Да-да, так и есть, — встрепенулся присутствовавший на пресс-конференции как исполнитель роли Капабланки Максим Щеголев, — мы там с нынешним «Ласкером» впервые встретились за шахматной доской. Правда в том спектакле это была скорее не игра, а процесс терапевтического общения доктора с пациентом, даже шахматные фигуры были привязаны верёвочками к доске!»
На пресс-конференции журналисты не удержались спросить автора пьесы и режиссёра Сергея Проханова, почему он выбрал такое далёкое от шахмат и поединка за титул чемпиона мира название? Он признался, что в процессе работы над пьесой кто-то обратил его внимание на то, что жизнь шахматных гроссмейстеров кажется яркой и быстротечной, подобно цветению алых цветков мака.
Текст и фото: Сергей Щенников