Московский фестиваль екатеринбургского «Коляда-Театра» к своему юбилею обзавёлся устоявшимися традициями. И обязательные читки новых пьес знаменитого драматурга с обязательной раздачей прочитанных текстов зрителям — это, пожалуй, наиболее важные из них. В фойе Театрального центра «На Страстном» и драматург, и екатеринбургские актёры, и московские любители екатеринбургского театра сидят на совершенно одинаковых стульях театрального кафе. Да и зачастую своей одеждой они не очень отличаются друг от друга, потому что новые пьесы уральский драматург пишет о самых простых гражданах, которых можно встретить и на улице, и в придорожном кафе, и небольшом магазине. Только один персонаж из нынешней пьесы «Масакра» отличается от обычных прохожих, но ведь и повод у неё для этого есть — она разорена, брошена и… беременна.
Актёры ограничены в художественных средствах форматом читки. Все сидят уткнувшись в тексты и довольно монотонно читают слова своих ролей. Но у зрителей возникает ощущение астрального портала: всё, чего нет на импровизированной сцене, возникает где-то на астральном уровне, в тонком мире, в воображении. Память услужливо подтягивает голоса и образы когда-то виденных прохожих, знакомых, родственников из чем-то схожих жизненных ситуаций. У каждого ведь среди знакомых есть доверчивая подруга-неудачница, самовлюбленный альфонс, притворно простоватая пожилая родственница, расчётливая бизнес-вуман и работяга-душа-на распашку. В ходе читки второй пьесы «Овца Божья» хитромудрая старуха разыгрывает целый многоходовый спектакль, чтобы добиться личного счастья для своей успешной, но глубоко одинокой дочери. Все её старушечьи капризы и прихоти — вплоть до покупки допотопных внутри красных снаружи чёрных калош — это часть её манипуляций, выполнения древнего ритуала продления рода, сохранения жизни…
На фото: Николай Коляда, Олег Ягодин, Ирина Плесняева, Тамара Зимина, Василина Маковцева, Вера Цвиткис и Денис Тураханов.
Текст и фото: Сергей Щенников