Недавно открывшаяся в «Театриуме на Серпуховке» новая сцена порадовала очередным ярким театральным экспериментом с русской классикой — премьерой спектакля «Лучшие дни из жизни Обломова».
Открыта новая сцена была «гостевым» спектаклем петербургского режиссёра Вениамина Фильштинского «Костя Треплев. Любовь и смерть». Неожиданным и даже дерзким прочтением чеховской «Чайки» гости задали тон. И вот теперь здесь поставили «свой» спектакль по классическому роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Спектакль далёк от школьной трактовки романа Гончарова и даже от краткого пересказа на каком-нибудь современном интернет ресурсе типа briefly.ru. И здесь нет неизбежного, казалось бы, обломовского дивана. Это история любви петербургского инфантила и сибарита, жившего полтора века назад, рассказанная современными московскими хипстерами на экспериментальной сцене «Театриума на Серпуховке». Но главное, что в основе всех этих сценических экспериментов сохраняется текст и дух гончаровского романа, его гуманистическое отношение к герою: «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь!»
Всё, начиная с афиши и оформления сцены, буквально кричит, что это — музыкальный спектакль. Шесть музыкантов во главе с популярным — известным по телепроектам «Голос» и «Главная сцена» — солистом Василием Уриевским по-хозяйски занимают половину сцены, оформленную в виде проигрывателя пластинок. Играют поп-рок, фанк, блюз, хип-хоп. Стили разные, но все песни — о любви. Начиная с хорошо узнаваемой «детсадовской» песни Уриевского «Папа, я заболел этой девочкой», где маленький сын делится с отцом своей первой влюблённостью в девочку из своего детского сада. Песня о первом чувстве очень наивная, искренняя и хорошо «ложится» на сцену беспомощной влюблённости инфантила Ильи Обломова в «продвинутую барышню» Ольгу Ильинскую. А поскольку потрясающая музыка сопровождается поражающими воображение режиссёрскими находками, заразительной игрой актёров, костюмами, декорациями, хореографией, то впечатления от спектакля зашкаливают. От первой сцены и до поклонов, превращающихся в исполнение на бис, это действительно необычный, уникальный спектакль…
Когда мозг сталкивается с чем-то ни на что непохожим, то он упрямо ищет ответ на вопрос, а с чем всё-таки это явление можно сравнить? Первой в голову приходит попытка братьев Кристовских из группы «Уматурман» перепеть сюжет романа Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор» в экранизации Тимура Бекмамбетова: «Жил-был на свете Антон Городецкий, бросила жена, он грустил не по-детски.. Сдавайся, ведьма. Ночной дозор!» Тем более, что манеру исполнения Василия Уриевского часто сравнивают с братьями Кристовскими.
Позже вспоминается нашумевший спектакль «щукинского» курса режиссёра Александра Коручекова «Бедность не порок», где классическая пьеса Александра Островского превращается в комедию дель-арте и неожиданно играется под аккомпанемент ударной установки, бас-гитары, баяна и мощных вокальных партий. Также приходит в голову спектакль «Кандид» по мотивам одноименной повести французского философа Вольтера, который Мастерская Дмитрия Брусникина и Британская Высшая Школа дизайна превратили яркий музыкально-дизайнерский балаган. И, конечно же, угадывается влияние театральной манеры живого классика театра Николая Коляды — фееричное смешение стилей и креативное использование самых неожиданных предметов — вплоть до бумажного мусора — в качестве реквизита.
Но лучший вариант — посмотреть этот необычный спектакль самостоятельно, чтобы сложить о нём собственное мнение. Это спектакль, который настоящему театралу никак нельзя пропустить — must see, как принято говорить сегодня.
Автор инсценировки и режиссёр: Артемий Николаев
Композитор, автор песенных текстов, аранжировщик: Василий Уриевский
Хореограф: Артур Ощепков
Художник-постановщик, художник по костюмам: Анна Фёдорова
Художник по свету: Дмитрий Зименко
Музыкальный руководитель проекта: Рустем Нуриев
Обломов: Егор Сачков
Ольга: Дарья Лукьянченко
Захар: Сергей Дик
Анисья: Татьяна Калакина
Штольц: Руфат Акчурин
Друзья: Пётр Королёв, Николай Зверев, Павел Мальцев, Анна Прокопьева, Наталья Санина
Доктор: Геннадий Краковский
Девочка: Серафима Краковская
Фото: Владимир Майоров