Многие женщины считают, что «Мастера и Маргариту» по культовому роману Булгакова нужно обязательно посмотреть в театре. Но при этом многие его так и не видели, поскольку не могут выбрать в какой театр идти. И это можно понять, поскольку в Москве как минимум десять театров ставят спектакли по бессмертному роману. Как тут не ошибиться в выборе?
Пожалуй, лучше всего отправиться на мюзикл в Детском Театре Эстрады. Именно там музыкальный спектакль «Мастер и Маргарита» поставили про любовь, выделив в качестве основной линию Мастера и его музы-вдохновительницы. Хотя и Воланд с его демонической свитой тоже присутствуют. И пусть вас не пугает слово «детский» в названии Театра. При Театре много лет работает детская студия, которая дала старт многим нынешним музыкальным звёздам.
Сегодня музыкальный спектакль «Мастер и Маргарита» в Детском Театре Эстрады играют яркие и талантливые актёры, имеющие большой опыт работы в жанре мюзикла. Среди солистов проекта – Ростислав Колпаков («Бал вампиров», «Красавица и Чудовище», «Джекилл&Хайд»), Елена Газаева («Бал вампиров», «Русалочка», «Джекилл&Хайд»), Павел Бердников («Zorro», «Звуки музыки»), Анна Куркова («Бременские музыканты», «Белка и стрелка», сериал «Ранетки»), Олег Гончаров («Красавица и Чудовище», «Лукоморье», «Бременские музыканты»).
Один из главных хитов «женского репертуара» – спектакль «Ladies Night, или Только для женщин», который чаще всего идёт на сцене Театра имени Моссовета. Безработные металлурги решают переквалифицироваться в стриптизеров. Но подготовка металлургов к выходу на сцену в костюме Адама затягивается. Не так-то просто решиться на выход «голяком», когда зал полон заинтересованными дамами.
Кстати, британский оскароносный фильм, поставленный по этой хитовой пьесе, так и называется «Голяком!» Или ‘The Full Monty’, если по-английски. В наш прокат этот блокбастер вышел как «Мужской стриптиз». Интрига спектакля сохраняется до окончания первого акта, но в итоге зрительницы вознаграждены таким шоу, которое не увидишь ни в одном ночном клубе. Вдобавок не каждая барышня отважится пойти в клуб на стриптиз, а вот в театр – другое дело. Тем более, когда в роли стриптизеров выступают звезды кино и телевидения – Валерий Ярёменко, Гоша Куценко, Михаил Полицеймако, Дмитрий Марьянов, Петр Красилов, Павел Сборщиков, Эвклид Кюрдзидис, Вячеслав Разбегаев, Константин Юшкевич, Георгий Мартиросьян.
Правда, стандартная фраза гардеробщика «Бинокль брать будете?» перед таким спектаклем звучит довольно ехидно, но кому какое дело кого и как будут рассматривать дамы в этот вечер?
Спектакль «Гамлет. Точка G» — один из самых ярких и провокационных спектаклей в афише Москвы. Все роли здесь играют женщины, включая и самого принца датского. Дерзкий спектакль «Гамлет. Точка G» в «Театре Луны» создали художественный руководитель театра Сергей Проханов и режиссёр Наталья Когут. Все роли в драме Уильяма Шекспира они отдали женщинам. Включая и самого принца датского, которого потрясающе играет ведущая актриса театра Дарья Цыпляева. Её не зря называют «русской Сарой Бернар» в память о великой французской актрисе, первой сыгравшей Гамлета на сцене. В роли Гамлета актриса Бернар приобрела мировую известность и восхищение Станиславского.
В «Театре Луны» спектакль «Гамлет. Точка G» играют в малом зале, без особой рекламы и довольно редко — не чаще чем раз в месяц. Можно сказать, играют для себя и для своих. Но билеты лучше покупать заранее, потому что поклонников у спектакля немало и уж они-то готовы разобрать лучшие места, как только билеты на следующий месяц появляются в кассе. И зал здесь всегда полон. Это спектакль, который надо смотреть. По-прежнему дерзкий, зрелищный, сексуальный и по-шекспировски глубокий.
«Развод по-мужски» — весёлая комедия об отношениях мужчин и женщин, поставленная по пьесе известного американского драматурга Нила Саймона «Странная пара». Эта комедия с успехом шла на Бродвее, а позже по пьесе сделали сериал и фильм с популярным американским актёром Джеком Леммоном. Пьеса с феерическим успехом идёт на театральных сценах всего мира.
Российские зрители очень хорошо принимают и понимают американского драматурга Нила Саймона. Ведь только на сцене Театра Маяковского успешно прошли две его пьесы «Банкет» и «Глава вторая». Спектакли по пьесам Нила Саймона успешно шли на сценах многих московских театров. Например, спектакль «Босиком по парку» ставили в Театре Пушкина, в Театре Сатиры с успехом идет «Калифорнийская сюита», в Театре Сатиры – «Дураки», в Театре Табакова – «Билокси-Блюз, в «Театре Вахтангова» – «Игры одиноких».
На чём основано это понимание русскими зрителями американского драматурга? На взаимности, наверное. Нил Саймон пишет о людях, которые могли бы жить в любой стране и в любое время. Но и ментальность русского человека ему близка. Так, Саймон когда-то написал мюзикл «Добрый доктор» по рассказам А. П. Чехова. Вот и спектакль «Развод по-мужски» рассказывает об отношениях людей, которым трудно жить вместе, хотя они и любят друг друга. Причём в Нью-Йорке, Москве, Бостоне и Санкт-Петербурге, эти житейские проблемы ощущаются одинаково остро.
Спектакль «Служанки» режиссёра Романа Виктюка ставят на сцене уже 25 лет. Изначально он считался шокирующе дерзким, а сегодня — сенсационным и обязательным к просмотру. Пьеса французского enfant terrible Жана Жене долгие годы привлекала внимание специфической мужской аудитории, которая отмечала непристойные движения полуголых мужчин и их обращение друг к другу — «моя девочка». Оно и понятно, поскольку по желанию автора — скандального французского драматурга-маргинала — женские роли здесь играют мужчины. На театральных подмостках такой приём известен давно, но Роман Виктюк сумел превратить пластику ухоженного атлетического мужского тела в театральный фурор для авангардного зрителя. Однако за четверть века жизни на сцене история о двух служанках, решивших избавиться от своих хозяев, стала считываться несколько иначе, да и публика изменилась. Достаточно одного взгляда на зал, чтобы понять, что спектакль стал «женским». Три четверти зрителей – это женщины, пришедшие посмотреть культовую пьесу и заодно полюбоваться красивыми, тренированными мужчинами. Женщинам на поход в театр решиться легче, чем на мужской стриптиз в женском клубе. А при таком раскладе пьеса Жана Жене в постановке Романа Виктюка – даже привлекательнее, чем «Ladies Night» с кино и телезвёздами. Михаил Полицеймако (при всём уважении!) с обнажённым торсом выглядит для зрительниц менее привлекательно, чем Дмитрий Бозин, например. И не потому, что Дмитрий Бозин — заслуженный артист России, а Михаил Полицеймако — нет… Просто у женщин свои критерии оценки, свой, женский взгляд на театр.
Пьесу известного драматурга Николая Коляды «Баба Шанель» очень любят московские режиссёры – наверное, полдюжины театров уже брались ставить его на своей сцене. Да и сам Николай Коляда, как драматург и режиссёр, иногда играет свою пьесу во время московских гастролей своего екатеринбургского «Коляда-Театра». Но я очень рекомендую посмотреть «Бабу Шанель» в постановке Валерия Беляковича, художественного руководителя «Театра на Юго-Западе». Юмор в том, что Белякович все роли солисток вокального ансамбля в кокошниках и сарафанах поручил сыграть… мужчинам. Семь солисток-вокалисток, все как на подбор, все 90-60-90, все из ВОГа. Только в этой пьесе цифры 90-60-90 – это не грудь, талия и бёдра, а возраст. Эти древние бабушки поют в хоре Всероссийского общества глухих. Это и есть их ВОГ, а не модный глянцевый журнал Vogue.
Старушки после концерта собираются за праздничным столом, чтобы отметить юбилей ансамбля. Уже десять лет они и поют, и живут душа в душу. Но всё может разрушить новая участница-пенсионерка. Эта Баба Шанель имеет немало преимуществ перед прежними солистками. Она и помоднее, и помоложе, и административный ресурс у неё имеется, да и пахнет от неё французскими духами. Баба Шанель имеет свои виды на ансамбль и его художественного руководителя с баяном. Руководитель поставлен перед выбором: остаться со своими старухами или бросить их, устремившись к новым горизонтам с зарубежными гастролями.
Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальной истории любви русского офицера и дочери губернатора Калифорнии, которая заканчивается в высшей степени печально. Рок-оперу создали теперь уже легендарные композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский. Сразу после премьеры в июле 1981 года и сама постановка «Юнона и Авось» стала легендой.
Граф Николай Резанов в составе первой русской кругосветной экспедиции в 1806 прибыл в Калифорнию, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет. Кончита не верила в смерть жениха и ушла в монастырь, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году. Такая печальная история, и хотя слёзы наворачиваются на глаза, ноги сами отбивают бешеный ритм танцевальных номеров и заводного рока. «Юнона и Авось» относится к категории ‘must see’ (смотреть обязательно), то есть хотя бы один раз её надо посмотреть каждой барышне. Если, конечно, удастся купить билеты. Вот уже почти 35 лет эта рок-опера идёт с непрерывным аншлагом.