Дудук — инструмент не просто колоритный, не просто особенный. Тембр его берет за душу каждого, кто хоть раз его услышал. И перед этим пришедшим к нам из глубины веков армянским инструментом, русская пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — отступает. Конечно его надо слышать. Слышать, слушать, внимать…
В сентябре в театре Эстрады состоялся II Московский Международный фестиваль дудука. Это уже второй фестиваль и после того, как видишь столько восхищенных лиц, понимаешь, что это только начало. По словам музыкантов дудук в России принимают очень тепло, и уже много русских молодых музыкантов проявляют к нему интерес. На концерте даже русская девушка «пела», другого слова не найду на этом инструменте… И, хотя, для армян инструмент это культовый, мастерство игры на дудуке передается из поколения в поколение: дед играл, дядя играл, отец играл, но и, как оказалось, русской девушке есть, о чем поведать с помощью дудука… Даже, если вам не приходилось бывать на армянской земле и не понять тоску и гордость этого народа, запоет душа абрикосового дерева — и ваше сердца отзовется в ответ… Программа в этом году была разнообразна, а состав участников — очень сильный. Заслуженные артисты Армении: Геворг Дабагян, Камо Сейранян, Гагик Малхасян и Георгий Минасов. Молодые виртуозные дудукисты из Армении: Георгий Минасов (младший) и Артак Асатрян. Оганес Казарян — руководитель Московской школы дудука, Норайр Барсегян — популярный артист и композитор, Виталий Погосян — мультиинструменталист и много других ярких исполнителей.Мало, кто знает, что дудук в 2005 году был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а его история насчитывает более трёх тысяч лет! Поистине бессмертная душа, которая на протяжении многовековой истории была неотъемлемой частью жизни целого народа. Во многом благодаря Дживану Гаспаряну, дудук снискал славу во всем мире. Организаторы пропагандируют искусство игры на дудке и обещают, что в следующем году пройдёт Фестиваль дудука пройдет сразу в трёх странах мира.
Перед выступлением, мне удалось пообщаться с двумя великими, не побоюсь этого слова музыкантами. С огоньком в глазах, просто и незатейливо они рассказывали — нет, не об инструменте. А о любви… О любви к родине, к музыке, к близким, о которой поют их инструменты…
Алисия Леус: Норайр, скажите, сколько лет Вы занимаетесь этим прекрасным делом — игрой на дудуке?
Норайр Барсегян: О! Надо посчитать… Лет, наверное, тридцать пять.
Алисия Леус: А помните, как состоялось ваше знакомство, как начали играть?
Норайр Барсегян: Начнем с того, что у нас семья музыкальная. Отец играл, дядя… В роду все играли. Я как родился, так в этой каше и заварился. Сначала слушал. Инструменты всегда в доме были. С 6-7 лет уже сам постарался и начал играть. А лет в тринадцать уже играл хорошо. Помню, была вечеринка какая-то, не то юбилей, не то день рождения чей-то. Нас пригласили, как музыкантов, мы поехали туда. А я подросток еще. Телефонов тогда не было. Деревня, глухомань. Пришлось на ночь остаться. Когда возвращались, отец уже на машине за мной ехал и хотел хорошенько всыпать. А брат старший заступился за меня и говорит: он деньги заработал! Отец сказал тогда: ладно, раз заработал — нельзя. Прощаю.
Алисия Леус: Норайр, а знакомы Вам секреты изготовления?
Норайр Барсегян: Сам я, конечно, видел как делают инструменты мастера. Знаете, тут, как во всем: хороших мастеров — единицы. Два, три, четыре, которые делают по-настоящему хорошо. И даже странно, ведь как кажется? Подумаешь, кусок дерева. И правда, на первый взгляд инструмент вроде бы очень примитивный. Нет ни полутонов, да и диапазон маленький. А звук какой божественный! Вот в этом и сложность! Создать дудук — большой труд. И абрикосы правильные нужны. И выбор дерева. Обработка древесины — тысячи-тысячи нюансов! Это не быстрый процесс. Мастер долго, тщательно и кропотливо работает над созданием инструмента. Наверное, поэтому он способен проникнуть в самое наглухо захлопнутое средце, тронуть до глубины души, а то и вызвать слезы… Даже у мужчин.
Алисия Леус: А Вы знаете, кто делал ваш инструмент?
Норайр Барсегян: Конечно! И в прошлом году приключилась история интересная: прямо из машины инструмент украли. Друзья, как только узнали, начали дарить. Делиться. Один подарил друг. Другой… Потом, знаете, и тот украденный вернули. И вот было у меня три инструмента, а теперь стало пятнадцать! И все они хорошие, все произведены хорошими мастерами.
Алисия Леус: Как по Вашим наблюдениям, молодое поколение проявляет интерес к игре на дудуке?
Норайр Барсегян: Молодое поколение очень живо интересуется инструментом. Подхватывает ремесло только так! Это уже целая армия! Георгий Минасов — не просто музыкант. Это очень значимая фигура в музыкальном мире. По сути он создал хрестоматию для овладения игрой на инструменте. И возвел дудук в ранг полноценного классического инструмента — как с технической точки зрения, так и с точки зрения отношения к нему академического музыкального сообщества. Ведь раньше это ремесло передавалось, как и любое другое народное творчество — «из уст в уста». Сегодня, благодаря изобретениям и инженерным решениям Георгия, на дудуке можно исполнять очень сложные, виртуозные классические произведения. Например, «Полет шмеля» Арама Хачатуряна.
Георгий Минасов: Все мы знаем, что есть альт, виолончель, скрипка — семейство струнных. И я тоже сделал семейство, только дудуков. У дудука ведь от природы очень маленький диапазон. Сколько я просил друзей — серьезных композиторов написать-то для дудука! Но они только смеялись в ответ. Что для него писать-то? Полторы октавы всего диапазон. В общем, классические композиторы обходили его стороной… И вот как-то раз я не вытерпел и говорю: а что, если я добавлю? И добавил.
Алисия Леус: А как пришла идея расширить диапазон?
Георгий Минасов: Любовь. Я любил музыку с самого детства. Я любил дудук с самого детства. Папа играл, дедушка играл, все играли. Потом преподавать стал. В Ереване тогда война была. А мы с другом задумали диапазон у дудука увеличить. Кушать нечего, газа нет, света нет… Чтобы с ума не сойти, надо что-то делать. Вот помню, сидим при свечах, ждем, когда свет дадут. Когда электричество есть, можно пайки делать. В таких условиях мы и создали первые инструменты. Это уже потом я подготовил хрестоматию для игры на дудуке: от 1-го класса до аспирантуры. Чтобы дети могли по нотам осваивать инструмент.
На фестивале Георгий с ансамблем «Дудукнэйр» (что переводится, как дудук во множественном числе) исполнили несколько проникновенных композиций. Репертуар у ансамбля большой, это и духовные, и народные, и классические произведения. Пожелаем музыкантам творческих успехов, а слушателям — встретиться с душой абрикосового дерева и… быть может постичь ее тайну.
Материал подготовила Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.