8 и 9 октября в Lotte Hotel состоялось важное событие для HR отрасли — XVI Саммит HR-Директоров России и СНГ.
Что такое XVI Саммит HR-Директоров России и СНГ сегодня? Это более 300 участников, среди которых представители крупнейших предприятий и организаций. Это насыщенная 2-х дневная программа и более 40 HR-кейсов, которые были представлены аудитории. Все спикеры — фигурируют в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров».
Среди докладчиков: Алексей Мехоношин, руководитель HR-блока и старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»; Сергей Михеев, начальник управления кадровой политики ПАО «Лукойл»; Татьяна Соловьева, HR Leader IBM; Елена Иванова, директор по работе с персоналом Tele2; Андрей Белоногов, директор по обучению и развитию персонала ЗАО «Тандер» и многие другие.Кофе-брейки тоже были оживленными, коллеги по отрасли обменивались опытом, общались и обсуждали детали. Какие темы их волновали? Что запомнилось, что оказалось полезным? Этот вопрос Алисия Леус задавала участникам форума.
Милованова Юлиана, руководитель HR отдела ЗАО «КБ Технотроник»: выступление академика Александра Петровича Кулешова, доктора технических наук, специалиста в области информационных технологий и математического моделирования. Он обозначил ближайшие проблемы, связанные с развитием технологий. Отметил, что человечество эволюционирует медленнее, чем развиваются технологии. Зал слушал, затаив дыхание. Специалистам по управлению персоналом есть, о чем задуматься… Еще я смогла взглянуть на проблемы в своей компании через призму опыта других компаний в разных отраслях. Вдохновилась идеями коллег.
Наталья Куркчи, партнер и директор по региональному развитию рекрутинговой компании Antal Russia: очень понравился состав спикеров и гостей мероприятия. На форуме собралось очень много профильных высококлассных специалистов. В выступлениях я не услышала банальных мыслей, как это иногда бывает. Зато познакомилась с действительно интересными кейсами. А еще познакомилась с актуальными на сегодня HR инструментами, которые я смогу применять или рекомендовать своим клиентам. Прозвучали интересные идеи по HR брендингу, порадовало внимание к работе с поколением Y, это определенно вдохновит нас в собственной работе. А более всего мне запомнился проект Foodcard, посвященный системе оплаты корпоративного питания.
Кристина Бабаян, директор по продажам и развитию компании «ServiceGuru»: приятно видеть, что большое количествово профессионалов собрались вместе для обмена опытом и знаниями. Это очень важно для развития отрасли в целом и для развития каждого сотрудника в отдельности. Сегодня из самых разных уст услышала, что за мобильными технологиями будущее. А это значит, что, внедряя инновационные технологии даже в процессы обучения сотрудников — мы смотрим в одном направлении с потребителями наших продуктов. Это не может не радовать!
Антон Гайдиенко, руководитель направления «Корпоративная библиотека», компания My Book: здорово, что Российские компании находятся в постоянном поиске интересных и результативных решений для развития своих программ лояльности и обучения сотрудников. Однако, немного жаль, что далеко не все HR-специалисты знают о возможности внедрения цифровой библиотеки в корпоративную культуру, и, соответственно, не могут оценить, какую пользу это приносит компании. Именно поэтому мы здесь. Знакомим с этим инструментом, рассказываем, делимся успешными кейсами компаний, с которыми мы уже внедрили это. На мой взгляд, неограниченный доступ к деловой, специализированной и художественной литературе за счет компании — это прекрасное дополнение к социальному пакету вкупе с ДМС и корпоративным фитнесом. А также дополнительный пункт в пользу работодателя при принятии решения о выборе компании специалистом. Корпоративную библиотеку можно использовать и как инструмент мотивации, поощрения, это хорошее подспорье в развитии человеческого капитала сотрудников.
Алисия Леус: Юлиана, как Вы думаете, почему сегодня такой интерес к развитию человеческого капитала?
Милованова Юлиана, руководитель HR отдела ЗАО «КБ Технотроник»: человеческий капитал — это часть национального богатства, я бы даже сказала значительная часть. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал определяет экономическую силу нации, ее благосостояние.
Модератор одной из панельных дискуссий, руководитель Комиссии Социальной платформы партии «Единая Россия» по «Развитию Национального человеческого капитала» Валерий Оськин — более подробно раскрыл эту тему.
Валерий Оськин: Что такое человеческий капитал специалиста? Это его знания, конкретные умения, опыт конкретного труда, успехов и достижений, готовность к продуктивному труду, обучаемость и переобучаемость, коммуникативные характеристики, подверженность стрессовым ситуациям, иные личные качества, а также, существующий уровень здоровья, умения за ним следить и восстанавливаться после болезней и перегрузок. Упрощенно говоря то, что может быть монитезировано на современном и завтрашнем рынке труда. Человеческий капитал принадлежит его носителю — конкретному человеку и не может быть от него отторгнут.
Со временем найм на работу будет все больше похож на заключение контракта на использование ЧК сотрудника в интересах организации, а не покупка сотрудника на «рынке труда»
Кроме такого понятия, как человеческий капитал организации, есть еще и ЧК города, региона, страны. Кстати, когда мы говорим о национальном ЧК, то жизненно необходимо учитывать такие труднофиксируемые характеристики как патриотизм, готовность использовать свой личный человеческий капитал во благо развития страны.
Сегодня человеческий капитал является основным ресурсом экономик мира. Почему? Да потому что, если раньше завод построишь – и он десятилетиями приносит тебе прибыль. А сейчас изобретения, сервисы, продукты устаревают мгновенно. Неизменными остаются только люди. И потому главенствующее значения приобретает именно они. В принципе борьба за человеческий капитал идет давно. И только сейчас Россия активно включилась в эту главную гонку современности. Нашему государству надо всеми возможными способами создавать условия для увеличения Национального человеческого капитала. Пока эта деятельность не имеет своего четкого направления, пронизывающего все отрасли российской экономики. Мы как раз и работаем над тем, чтобы различные отрасли, ставили в свои задачи развитие человеческого капитала и понимали важность его для развития своих отраслей и российской экономики в целом.
Время сейчас не простое, и в такой ситуации маркетологов волнует одно, представителей отделов закупок другое, управленцев и стратегов – третье. Как сегодня чувствует себя бизнес? Посмотрим на это глазами HR-специалистов?
Милованова Юлиана, руководитель HR отдела ЗАО «КБ Технотроник»: как показал XVI Саммит, крупный бизнес чувствует себя уверенно, а вот компании средних размеров — в зависимости от отрасли. Среди плюсов можно выделить возможность компаниям критически взглянуть на свою структуру, на процессы, происходящие внутри, измерить показатели эффективности.
В кризис, как говорится важно «подтянуть ремешок» и «засучить рукава». Поэтому сейчас так активно обсуждаются темы «повышения эффективности», «оптимизации», всё это касается и такого ценного ресурса компании, как human resource. Люди и, соответственно их результаты для бизнеса, выходят на первый план. И вот, что говорят об этом специалисты в HR.
Милованова Юлиана: сегодняшняя ситуация — вызов выйти из зоны комфорта и начать находить эффективные решения для стабилизации положения компании как во внутренней среде, так и во внешней.
Наталья Куркчи, партнер и директор по региональному развитию рекрутинговой компании Antal Russia: плюс кризиса в том, что в этот период люди мобилизуют все свои усилия на столько, насколько могут, ведь в сложные времена нужно работать в несколько раз больше даже для того, чтобы получать такой же результат, как раньше. Именно в такие моменты становится понятно, как мы на самом деле можем работать и на что способны. В такой ситуации выявляются самые лучшие качества человека, и, если приложить определенные усилия, именно в этот период можно набрать очень много баллов к своему опыту. Кризис — это хорошее время, чтобы заглянуть за рамки привычных территорий, обратить внимание на регионы и с точки зрения развития бизнеса, и с точки зрения поиска талантов. Там заложены огромные ресурсы, которые до этого мы использовали в разы меньше, чем стоило бы. В кризис HR департаменты точно также работает над собственной эффективностью. Мы находим решения, которые позволят сделать более эффективными методы подбора, методы управления персоналом, программы мотивации и развития. Сейчас хорошее время, чтобы совершить серьезный рывок, внедрить что-то новое. Когда и так «всё работает» сложно внедрять инновации, а сейчас, когда старые методы уже не дают прежних результатов — делать что-то новое просто необходимо.
И некоторые участники поделились конкретными инструментами, которые могут помочь эти самые инновации внедрять.
Кристина Бабаян, директор по продажам и развитию компании «ServiceGuru»: мир не стоит на месте, он становится все более мобильным. Вся информация должна быть всегда под рукой. Согласно исследованиям западных компаний, сегмент e-learning прирастает ежегодно почти на 8%. Думаю, что темпы дальнейшего роста будут еще больше, ведь процент проникновения смартфонов в нашу жизнь растет в геометрической прогрессии. Рынку IT и рынку мобильных приложений есть, что предложить HR-специалистам. Автоматизация не только сокращает время, но позволяет высвободить высококлассных сотрудников, которые работают «головой» из рутины, а компаниям – сбросить «балласт» ненужных человеческих рук. Сегодня сервис может справиться с работой намного эффективнее человека, выполняющего рутинные, операционные или административные функции.
Алисия Леус: то есть сегодня самое время порекомендовать специалистам всерьез задуматься о своих талантах и способностях? И выявить то, в чем они особенно эффективны. Иначе… через пару лет на рынке их заменят гаджеты?
Кристина Бабаян: совершенно верно!
Алисия Леус: Кристина, какие приложения лично вы используете чаще других в жизни и в работе?
Кристина Бабаян: я с удовольствием пользуюсь приложениями, которые упрощают жизнь и экономят время. В первом случае это Uber, если я не за рулем, и Watsapp — я всегда на связи с партнерами, коллегами, друзьями, близкими. Также я использую приложения, которые упрощают коммуникации внутри компании: Trello и ToDoIst. По сути бизнес сегодня – и есть прежде всего коммуникации.
В свою очередь Анна Алиева, главный редактор MyBook, поделилась еще одним инструментом развития персонала: умный работодатель заинтересован в развитии деловых качеств своих сотрудников, в чем эффективно помогают книги по мотивации, лидерству, работе в команде и т.д. При этом, тратить довольно большие суммы денег и времени на покупку, логистику, хранение и библиотечный учет бумажных книг готова далеко не каждая компания. Корпоративная электронная библиотека эффективно решает потребность в доступе к правильным и полезным книгам, и позволяет разом устранить все сложности, связанные с бумажными носителями информации. Плюс библиотека доступна как на сайте, так и в мобильном приложении, причем брендированном индивидуально под компанию-заказчика, что так же положительно сказывается на имидже компании.
При необходимости HR-специалист может отслеживать процесс чтения книг сотрудниками компании – кто, сколько, что именно прочитал, в какой срок. А это еще и обширное поля для корпоративных игр, заданий и премирования самых читающих сотрудников.
В завершении вместе с участниками форума мы попытались нарисовать портрет идеального сотрудника компании. И вот, что у нас получилось: Вовлеченный в свою работу человек, яркий, постоянно повышающий уровень своих компетенций. Хорошо знающий тонкости своей профессии, самосовершенствующийся, организованный и конечно сдержанный. Прогрессивный, знающий современные технологии человек с сильным характером, структурным мышлением и высоким уровнем этичности. Он обладает широкими взглядами на бизнес и умеет работать с большими объемами информации, а также легко адаптируется к изменяющимся условиям. Это уверенный в себе человек, который понимает и принимает цели компании, в которой он работает, понимают свою роль в достижении этих целей, и готов прилагать свои усилия, чтобы этих целей достигнуть.Вот так, ни больше, ни меньше! В заключении хочется пожелать специалистам: развивайте таланты и наращивайте ценность своего человеческого капитала, независимо от места работы и проживания. А управленцам – «зрите в корень», измеряйте, считайте, растите и развивайте такие кадры, которые не убегут за рубеж или к конкурентам, а вместе с вами будут делать ваш бизнес еще более сильным, ярким и полезным обществу!
Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.