До 21 июня в центре фотографии им. братьев Люмьер проходит выставка с поэтичным названием «Воздушные миры Лорана Шеера».
«Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо». Леонардо да Винчи
Лоран действительно приглашает нас в свой воздушный мир — мир, который не увидишь в суете дня. Мир поэтический и полный романтики. Внимание Лорана приковано к небу, и все его дома парят над землей. На фотографиях его любимый Париж. Как отмечает сам Лоран: «Париж пропитан воспоминаниями о том, что происходило здесь когда-то давно, а может… и вообще не происходило». Вдыхая в свои дома дух полета, Лоран соединяет в них разные эпохи, используя существующие и утраченные архитектурные элементы.
Свободные и лишенные обязательств его летающие дома, открывают нам свои тайны. Но это так эфемерно: фигуры в окнах не оборачиваются, названия улиц лишь намекают, фразы исчезают на полуслове. И истинный смысл ускользает, рискуя остаться не узнанным.
Всего на выставке представлено 12 работ фотохудожника. И среди них можно выделить 3 типа. Дома, которые существуют. Несуществующие образы, которые навеяны фантазиями или вызваны обращением к образам мирового кинематографа, мифам, социальным явлениям. Дома, которые существовали, но по каким-либо причинам исчезли с лица Парижа. Тогда это кропотливая работа с архивами и черно-белыми кинопленками французских и итальянских режиссеров.
Например, чтобы на свет появилась работа «Исчезнувшая улица», Лоран много времени провел в архивах, многократно пересматривал сцены старых фильмов, где фигурировали дома этой улицы. Потом собирал увиденные там элементы: находил и по отдельности фотографировал их на улицах современного Парижа. А затем обрабатывал в специальных фоторедакторах. Дом на этой фотографии выглядит целостно и гармонично, словно настоящий. Но какая кропотливая работа проделана, ради достижения этого эффекта! Выбор верного ракурса и времени съемок, настройка свето-тени и множество дублей.
Говорят, у Лорана на компьютере огромный банк собственных фото и много папок с такими, например, названиями: трубы, антенны, окна, карнизы, граффити, провода, фонари и так далее. Он очень много фотографирует на улицах города и активно использует фоторедакторы.
«Конечно, я использую технические средства и редакторы, — признается Лоран. В этом и есть свобода творчества! В одной работе я могу использовать и традиционные фото, и изображения обработанные в фоторедакторе. Я могу добавить персонажей, реплику или фразу. Так я и создаю новую реальность. Так она становится изысканной и многоплановой.»
Лоран не боится говорить на социально-острые темы. В работе «Большая иллюзия», он использует метафору паруса, намеренно «выгибая» дом. Это не делает его реалистичным, но тонко намекает и этот образ заставляет нас задуматься. Не очень чистый дом, и на крыше горстка африканцев. На мелких суденышках, подвергаясь опасностям, они преодолели океан. Они лелеяли мечту о лучшей жизни. А то, куда они приплыли не сильно отличается от мира, который покинули.
В своих работах Лоран активно использует реплики и цитаты. Это фразы из фильмов, которые стали классикой жанра, символичные цифры, названия и даже шутки. Лоран вообще любит пошутить, но делает это очень тонко и изысканно. Это интеллектуальный юмор. Поэтому понять его смогут только те, кто, как и он, любят Париж, начитанны, прекрасно разбираются в мировой и художественной культуре, хорошо знают историю города.
Работа «Красный шар» — авторская реплика Лорана на французский фильм 1956 года «Le ballon rouge». Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар». Добрая, красивая и немного наивная история о дружбе мальчика и ожившего воздушного шара.
Наверное, самая известная работа Лорана «Цирк» — пропитана духом свободы. И, как и сами цирковые артисты, слегка эксцентрична. Один французский журналист заметил, что в серии Лорана Шеера «Летающие дома» — это единственный объект, который с миром земным не связывают даже провода. И это действительно так. Цирк-шапито парит над землей, вызывая головокружение и одновременно грусть.
Что интересно, подобные неоднозначные ощущения возникают и от просмотра других работ автора. Он словно приглашает нас в игру. Издалека картина производит одно впечатление, а вблизи — совсем иное. Появляются намеки, детали. Возможно дуальность восприятия вызвана еще и тем, что автор словно отстраняется в самый важный момент, намеренно скрывая свое личное мнение. Как отмечает Лоран: «Восприятие зрителя никогда не может совпадать с видением автора. И это прекрасно».
В завершении хочется сказать, что каждая из работ Лорана — жемчужина. Это и эстетическое наслаждение, и размышление, поиск символов, связей, аналогий. Лоран любит обращаться к миру кинематографа и анимации, к культурным и социальным явлениям, к литературе и историческим фактам. В его работах много смысла и красоты. Поэтому, если вы еще не знакомы с воздушными мирами Лорана Шеера — доставьте себе это удовольствие. И пусть весь мир подождет!
Материал подготовила Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.
Центр фотографии им. братьев Люмьер включает в себя три выставочных зала, галерею коллекционной фотографии, книжный магазин, библиотеку и кафе. Все экспозиции посвящены советскому, российскому и зарубежному фотографическому искусству ХХ века. Время работы: 12:00-21:00 Понедельник: выходной Адрес: Болотная набережная, д. 3, стр. 1 Тел.: +7 (495) 228-98-78 http://www.lumiere.ru/