Завершился премьерный показ первого сезона сериала «Родина». Конечно, журналисты уделяют основное внимание исполнителям главных ролей и режиссеру сериала — Павлу Лунгину, но «Вести Москвы» обратились к человеку, который создал музыкальную ткань этой кинокартины. Ведь для многих восприятие кинокартины начинается именно с музыки. Алексей полностью погружен в свое творчество и вопрос: «Какое место в Вашей жизни занимает музыка?» — так его удивил, что он даже немного растерялся. И после паузы вдруг очень искренно, тепло и просто ответил.
- Всю свою жизнь я только музыкой и занимаюсь. А в остальное время — только сплю или ем. Иногда если только книжку почитать. Поэтому – да – музыка занимает большое место. С 7-ми лет я начал заниматься на скрипке, никто меня не спрашивал, просто отдали и все. Мама отвела в музыкальную школу, скрипка в советское время была дешевле, чем фортепиано. Поэтому я стал учиться на скрипке.
Сначала я был самым плохим учеником. А потом новый педагог появился и нашел ко мне подход. Буквально за несколько месяцев я научился хорошо играть и стал очень способным. Выступать начал рано. Потому что, когда меня вдруг научили играть (!) — это было в классе втором или третьем, то меня, как одаренного ученика самой простой музыкальной школы, стали вывозить на разные отчетные концерты. Афишки даже были. Страшно, конечно, было, иногда тяжело.
Ну а в подростковом возрасте, знаете, все хотят сломать скрипку, забыть фамилию Бетховен, играть рок-музыку, отрастить волосы, проткнуть нос и уши. У меня возник интерес к рок- музыке, потом к другой музыке — авангардной. И до сих пор так там и остался!
- Алексей, а где Вы подпитываетесь творчеством? Что влияет на вдохновение?
- Все что угодно — любой шум. Я вообще не могу абстрагироваться от музыки. Вот и сейчас, пока мы разговариваем — слышу, какие ноты в соседнем помещении играют. Влияют любые звуки, чужая музыка — в общем, все, что попадает в поле: только не зрения, а слуха.
Иногда вдохновляет литература, реже — путешествия. В Британии был много раз, и полное отсутствие людей, скалы, конечно, дают мне простор для творчества. Из особенно ярких музыкальных впечатлений — посещение театра «Но» в Киото, в Японии. Такая необычная музыкальная ткань, хочется что-то из этого сделать, как-то преломить впечатление в своем творчестве.
- А как Вы в кино оказались? Свою первую работу помните?
- В кино я попал случайно. Пригласили, я написал — и пошло. Первая большая профессиональная работа, полный метр — фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих». На самом деле в кино я все делаю интуитивно — просто смотрю фильм — и он рождает во мне музыку. От визуального ряда отталкиваюсь, это очень просто для меня.
- Алексей, Вы написали музыку к фильмам «Любовник», «Страна глухих», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Орда», «Каменская-2», «Шагал — Малевич», «Сеть», «Пистолет Страдивари», «Достоевский», «Родина». И это только российские кинокартины, а сколько еще для европейского кино. А какая киноработа самая любимая?
- Я люблю то, что свежее. Обычно последний фильм — и есть любимый.
Алексей Айги — скрипач, композитор, руководитель ансамбля 4’33. Автор музыки к фильмам «Страна Глухих», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Каменская-2», «Орда» и др. Его музыку можно назвать живым движением между стилями и направлениями, а его композиции — «музыкой для умных».
Автор текста: Алисия Леус