30 декабря исполняется пять лет как режиссер, продюсер и сценарист Юрий Грымов стал художественным руководителем театр «Модерн». «Вести Москвы» воспользовались поводом, чтобы задать ему несколько вопросов.
- Юрий Вячеславович, мы с интересом следили за тем, как «Модерн» расширял свою зрительскую аудиторию за пределами Москвы. Сначала были обмены спектакль на спектакль, потом полноценные гастроли в другие города, а этой осень прошли зарубежные гастроли в Армении. Что ждать «не московским» зрителям в новом году?
- Мы активно планируем гастроли в новом году, сейчас идут переговоры по поводу показа в Санкт-Петербурге премьеры – спектакля «Петр Первый» (первая постановка трилогии «Антихрист и Христос»). Также обсуждаем гастроли в Калининград, Нижний Новгород и Турцию. Эти проекты мы планируем осуществить в начале 2022-го года.
- Пять лет — это срок, когда можно подводить итоги. Что Вы хотели бы включить в свой список главных достижений?
- Мое достижение в том, что удалось собрать команду очень ярких интересных людей. И моя радость заключается в том, что все эти пять лет я нахожусь в приподнятом настроении, меня окружает любовь и созидание, люди, которые влюблены в театр, в свою профессию. Я счастлив, что у нас есть свой зритель, который приумножается. Театр «Модерн» становится тем местом, которое я и хотел создать – очень правдивым, уютным. Театр – это высказывание, и зрители разделяют эту точку зрения.
- В одном из предыдущих интервью Вы говорили, что вам удалось создать и воспитать «свою аудиторию». Какие формы общения и обратной связи у вас сложились с этой аудиторией?
- Я всегда читаю реакции зрителей, комментарии, которые они оставляют в соцсетях, на других сетевых ресурсах. Иногда мы проводим встречи со зрителями после спектаклей, много общаемся. В этом году мы попробовали сделать «открытую репетицию» для зрителей спектакля «Петр Первый». Мне понравился этот опыт, ведь зритель зачастую не представляет себе, как создается спектакль, в чем заключается работа режиссера, насколько все это трудоемкий процесс. Причем, мы не делали шоу из репетиции, это была наша стандартная работа. Я думаю, что мы повторим этот опыт.
- Ранее вы говорили, что с наполняемостью кассы у театра всё нормально, театр себя кормит, даже учитывая коронавирус. Но для любого театра важны и дополнительные финансовые источники. Как складываются отношения с государством и профильным министерством, с «меценатами»?
- У театра «Модерн» нет спонсоров. И я уверен, что обратившись в какой-то банк, мы получим ответ, что уже не те времена. Работа с министерством и департаментом культуры идет очень профессионально и содержательно, мы выполняем все госзадания. Доход театра увеличивается, и я рад, что сейчас мы вышли на «допандемические» цифры. Мы продаем 65-68 процентов зала. Мы несколько подняли цены на билеты, и я считаю, что это нормально, театр не может быть дешевым. Это та роскошь, которую вы можете себе позволить. Театр – это то, что не тиражируется, здесь нельзя снять как в кино – миллион копий. Я очень рад и горжусь тем, что мы наблюдаем стабильный прирост аудитории и дохода, ведь за этим стоит большая интересная работа.
- На открытии сезона вы знакомили нас с принятыми на работу в администрацию театра людьми, которые будут заниматься этими вопросами. На последней премьере мы видели в числе приглашённых приезжих «меценатов», помогавших с гастролями в Армению. Что еще удалось сделать? Будет ли у театра Совет попечителей или что-то подобное?
- Мне бы хотелось, чтобы в театре появился спонсор, иногда необходимы коммерческие деньги, бывают срочные траты, а театр все делает через тендер. Имея спонсора, мы могли бы несколько облегчить себе жизнь. Но в свое время Петр Наумович Фоменко сказал мне очень верную фразу – «сами придут и дадут. Ничего не проси». Поэтому, в России надо жить долго.
- Как продвигается проект с международным туром, включающим спектакль «Человек с глазами Моцарта»?
- Я очень хотел проехать с этой постановкой по странам-участницам Великой Отечественной войны, в том числе – на Украине. Не в смысле напомнить о том времени, а показать, что война – это страшно, конфликт между государствами – это какое-то средневековье и глупость. Мы практически договорились о туре, но пандемия внесла коррективы. Я уверен, что когда пандемия ослабнет, мы сможем осуществить этот проект.
Также до ограничений мы должны были гастролировать во Францию, шли переговоры по гастролям в Японию, в одну из моих самых любимых стран. Я уверен, что японцы оценили бы постановки «Модерна», они прекрасно считывают символы, ведь сами говорят символами, один алфавит чего стоит! Все несет большой смысл.
- Удалось ли театру если не победить, то справиться с пандемией?
- Когда случилась пандемия, стали говорить, что театры выживают. Я же запретил это выражение в «Модерне», мы – живем. Я считаю себя законопослушным человеком и не могу слышать разговоры антипрививочников среди актеров. Наверняка, если врачи начнут советовать артисту, как играть – это вызовет улыбку. Но почему актер, который мало чего понимает в медицине, высказывается против прививки? Весь мир занят поиском вакцины, весь мир прививается. Для меня это дикость.
Но если честно, я считаю, что этот вирус сам себя съест: уж больно он злой. А как любой злой человек — съедает в первую очередь самого себя! Поэтому я считаю, что так и случится. Такие наблюдения уже были в Японии. Кстати, с испанкой было так же – она самоуничтожилась.
Что ещё «Вести Москвы» писали о театре Юрия Грымова читайте в нашей рубрике «Театр Модерн»