При разборе сцен, фильмов и сценариев нам в кино-школе Митты было строго запрещено заниматься критиканством. Александр Наумович Митта немедленно сажал «критиков» на место: «Пока не снимешь хотя бы такое же хреновое кино, ищи в работе режиссера хорошее». Поэтому, разбирая военную драму Фёдора Бондарчука, сразу скажу: «Федя — молодец!» Именно таков был вердикт зрителей на предпремьерном показе картины в кинотеатре «Октябрь» и я к нему присоединяюсь. И то, что заслуженного режиссёра называют «Федей» — хорошая примета. По крайней мере больше шансов, что выдвинутый на «Оскара» фильм, будут хотя бы всерьёз рассматривать в качестве иностранного претендента. Потому что последнее время наблюдается такая тенденция, что когда к режиссеру-выдвиженцу на «Оскара» обращаются строго по имени-отчеству, Никита Сергеевич, например, то шансов практически ноль. А когда называли режиссера без отчества просто по имени, например, Акира или Сергей, то фильм получал не просто номинацию, а сразу«Оскара». Вот так после «Дерсу Узала» и «Войны и мира» и родилась эта примета. :)
После просмотра на пресс-показе могу как зритель сказать, что фильм получился зрелищный, основанный на сюжете, крепко «пролеченном докторами сценариев», и на отработанной голливудскими мастерами 3D технологии. Ровный, крепкий прокатный фильм. С поворотными пунктами, обязательными сценами и с достижением художественной справедливости. Немецкая шлюха получает пулю в лоб, а стойкая патриотка (тоже побывавшая в лапах немецко-фашистских насильников) рожает сына от погибшего героем солдата. Практически с титров заявлена интрига — от кого из пяти бойцов забеременеет главная героиня. (Осторожно — спойлер! Жизненный опыт подсказывал, что это будет тот, кого играет сын режиссёра. Фёдор тоже понимал, что все понимают, и поэтому «шифровал» своего Серёжу до последнего — тот играл полнейшего тютю-неудачника). Но в принципе фильм настолько мифологизирован, что 18-ти летняя девушка могла бы забеременеть сразу от пятерых, библейским путем — от коллективного духа святого. Тот же Дом из долговременной огневой точки, дота, превращён создателями картины в Портал, за которым открывается дорога в Рай и Ад. И эти условности принимаются. Потому что голливудская ткань фильма-мифа сшита мастерски, так что швов и узелков не видно.
По крайней мере, Фёдор не пытался снимать «великий фильм о великой войне». Это экшн-драма о библейском противостоянии крепких мужиков-воинов (русских и немцев) и о красивых женщинах, которые достаются им в качестве награды или трофея. Временами создателям изменяет чувство меры, и начинается компьютерная «каскадёрщина», но, к счастью это встречается нечасто и довольно оправдано – надо же было чем-то затмить сцены из «Спасти рядового Райана» и «Аватара». А целую роту горящих в бензине солдат, идущих в атаку, ещё никто так в 3D не снимал. Честно скажу, что сцен-откровений, ради которых хотелось бы пересматривать фильм раз за разом я не нашёл. Но один раз вполне можно сходить.
Кстати. На выдвижение на «Оскара» также претендовали фильмы Николая Лебедева «Легенда №17″, Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», Михаила Сегала «Рассказы», Юрия Быкова «Майор», а также мультфильм Георгия Данелии «Ку! Кин-дза-дза».