В Театре имени Наталии Сац — премьера. Одноактный балет Кирилла Симонова «Картинки с выставки», уже судя по названию, создан на основе чудесных фортепьянных пьес русского классика Модеста Мусоргского. Но сама музыка к спектаклю не совсем классическая, можно сказать, что она исполняется с «австрийским акцентом». Современный австрийский композитор Вольфганг Миттерер сочинил свою редакцию всемирно известного цикла «Картинки с выставки» русского классика Модеста Мусоргского. Кстати, ожидать пересказа балетным языком классических иллюстраций к выставке картин друга великого музыканта — художника и архитектора Виктора Гартмана — зрителям тоже не стоит.
Фантазия художественного руководителя балета театра Кирилла Симонова и сценографа Вячеслава Окунева переносит нас в волшебное пространство детского дома. Образы, которые мы видим на сцене, созданы на границе реальности и снов питомцев детдома. Здесь и страшный клоун из фильмов ужасов, и брутальные персонажи из компьютерных игр-шутеров, и танцоры балета, и сами дети, и даже ангелы. Подчиняясь только логике сна, эти персонажи дерутся перьевыми подушками, исполняют балетные дивертисменты, участвуют в перестрелках и кулинарных шоу. Вся эта «движуха», как сказали бы современные дети, сопровождается световым шоу и потрясающей компьютерной анимацией. Современные (и дорогостоящие) технологии компьютерной видеопроекции, так называемый 3D mapping, ещё считаются новинкой, встречающейся только на городских световых фестивалях типа московского «Круг света», поэтому здесь — на малой сцене детского музыкального театра — они производят потрясающий эффект! Белые раздвижные двери превращаются в портал в другое измерение, а белая панель под потолком становится окном, через которое видны то белые облака, то грозовое небо и атакующие боевые вертолеты.
Всё происходящее на сцене завораживает юных зрителей и приводит их в восторг. Впрочем, родители и те, кто водит детей на различные праздничные мероприятия с аниматорами, возможно уже встречали шоу с подобные технологиями вовлечения детей в происходящее на сцене. Но спектакль в музыкальном театре Сац нельзя назвать очередным развлекательным шоу или новогодним утренником. Это очень серьёзная, хотя и увлекательная попытка приобщить современных детей к серьёзной классической музыке и балету. А материала для таких образовательных экспериментов у театров катастрофически мало. Можно, конечно, вспомнить симфоническую сказку для детей «Петя и волк». С легкой руки Наталии Сац она была написана Сергеем Прокофьевым для постановки в её детском театре. Но ведь это был 1936-ой год! Конечно, театральная постановка в Театре Сац была не единственным вариантом исполнения. «Петю и волка» неоднократно экранизировали отечественные и зарубежные аниматоры, включая великого Уолта Диснея, исполняли как классические, так и джазовые и рок музыканты. Но всё равно этого мало. Поэтому совместную работу Театра Наталии Сац и камерного музыкального театра Ташенопер (Taschenoper) можно высоко оценить и как образовательный проект, и как самостоятельную работу в области современного танца, раздвигающую границы сценической выразительности с помощью компьютерных технологий.
Фото: Елена Лапина.