Теона Контридзе – грузинская певица, ещё девочкой выступавшая в грузинском ансамбле «Мзиури», но создавшая свою карьеру в России, начав с участия в культовом мюзикле «Метро». В интервью «Вести Москвы» Теона рассказала о своём творческом пути и предстоящем сольном концерте.
- Вы начали свое творческое развитие буквально «с пеленок». Вы родились в очень музыкальной грузинской семье и ваша судьба практически была предречена. В одном из интервью вы признались, что хотели стать дирижером. Почему передумали? И есть ли вероятность того, что «ещё не вечер»?
- К сожалению, уже вечер. Есть профессии, которым нужно учиться с 6 лет. И любая музыкальная профессия подразумевает подобный подход, кроме певицы и певца. Хотя это тоже заблуждение. Многие думают, что можно петь, но не знать нот. Всегда видно исполнителя, который их не знает — от него идёт звенящая пустота. Дирижерство — в моей жизни уже не реализуемая фантазия.
- В 17-летнем возрасте вы переехали в Москву и начали учиться. Скажите, кто повлиял на ваше решение уехать из родного Тбилиси?
- Больше всех на меня повлиял художник-декоратор Борис Краснов, который в то время был моим наставником. Мы познакомились с ним на фестивале «Славянский базар». Он сказал мне тогда, что Грузия слишком мала для моего таланта. Эта фраза очень впечатлила и понравилась мне, но сейчас подобная формулировка кажется мне смешной. Ведь реализоваться можно везде. Но это уже вопросы предпочтений. Боря мне сказал: «Тебе надо переезжать. Обсуди с родителями и действуй».
- На вашем счету работа в легендарном мюзикле «Метро». Однажды вы признались, что попали в него «по блату». Расскажите об этом поподробней.
- У меня есть фантастический друг Фёдор Павлов-Андреевич — художник, писатель и моя любовь. Федяша мой самый близкий друг детства и один из первых друзей в Москве. Он дружил с солистом группы Кроссроудз Серёжей Вороновым, и мы с Серёжей тоже приятельствовали. Именно Серёжа мне и сказал, что готовится к постановке первый мюзикл в Москве, и не хочу ли я в нем участвовать. А мне к тому моменту казалось, что я уже заслуживаю сольной карьеры и нечего мне лезть в большие коллективы. Я отнеслась к данному предложению без энтузиазма. Но Федя очень сильно настаивал и уговаривал меня. Я пошла туда бесцельно и без каких-либо намерений. Сказала, что пришла к ним на кастинг, но петь не буду. На всеобщее удивление я ответила, что у меня была недавно операция и не хочу перегружать горло. После достала кассету и предложила включить. А там стояла очередь в несколько тысяч человек. Лица членов комиссии надо было видеть. Когда спросили, играю ли я на музыкальных инструментах, я ответила «да» и исполнила
небольшой куплетик на фортепиано. На этом мой кастинг завершился, и я ушла. В два часа ночи раздался звонок. Это была Катя фон Гечмен-Вальдек, которая начала свою речь с фразы: «Я всю жизнь не понимала, как человек одним махом может свое будущее слить в унитаз». Её спич меня зацепил, и в итоге вся эта история вылилась в фантастические 4 года моей жизни.
- Свой музыкальный стиль вы характеризуете, как «поющий комик». А кто из артистов повлиял на ваши вкусовые пристрастия и сформировал ваш зажигательный стиль?
- Однозначно это актриса, певица и комик Бетт Мидлер. Она номер один для меня. На её примере наглядно видно, как в одном человеке может гармонично жить и певица, и актриса, и комик. Prince на меня очень повлиял — освободил меня. Моя мама на меня оказала большое влияние. Она научила мастерству звукоизвлечения, культуре сцены и звука.
- Что служит для вас вдохновением? Как вы работаете над новыми песнями, аранжировками и оттачиваете манеру исполнения?
- Манера приходит как раз с опытом. Чем больше поёшь, тем больше на вокальное мастерство наслаиваются разные мелизмы и краски, текст становится более графичным. Когда я беру новую песню, чтобы перелопатить её в иное полотно, я эту картину вижу целиком с музыкантами на сцене, звучанием. В голову приходит уже полностью готовый вариант. Я приезжаю на репетиционную базу, собираю ребят, показываю музыкальную фактуру, и мои талантливейшие музыканты это озвучивают. Это какая-то магия. Я не знаю, что служит вдохновением к творчеству, точно так же, как и не знаю, что вдохновляет на любовь. Это просто происходит.
- 26 октября в Москве состоится ваш большой сольный концерт. Расскажите об этой программе и как вы к ней готовитесь?
- Я хочу в большом масштабе ещё раз сделать те композиции, которые широкой публике пока не сильно известны. Это будет концерт, где прозвучат и новые и старые песни. Будут музыкальные сюрпризы.
- Если полностью абстрагироваться от таких понятий, как время и пространство, то с кем из живых или не живых артистов вы хотели бы спеть дуэтом?
- Честно говоря, я никогда на эту тему не думала. (Долгая пауза). Я хочу спеть со Шнуром (лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров). Я сейчас перебрала в голове огромное количество артистов, но, несмотря на то что я не являюсь большой поклонницей его музыки, я считаю, что он большой философ. Мне хочется, чтобы мы с ним слились в философском цинизме. На мой взгляд, я бы облагородила больше музыкальный саунд, а он бы совсем выпотрошил меня изнутри. И все те залежи, что есть, просто вскрыл бы. Может быть это будет похоже больше на «аварию», чем на творческий эксперимент, но мне было бы очень интересно.
- Кого из современных исполнителей вы бы назвали безукоризненным профессионалом?
- Леди Гага. И это не обсуждается. Она абсолютно владеет профессией. Все то, чего не было в Мадонне, есть в ней.
- Как вы считаете, не убивает ли жестокий мир шоу-бизнеса талантливых музыкантов? И какова роль продюсера в этом процессе?
- Это не убийство. Талантливый музыкант не умирает, он продолжает творить, потому что не может иначе жить. Но то, что талантливый музыкант в наше время очень редко становится известен широкой публике — это очевидно по тем звёздам, которые сейчас всплывают. К сожалению, поп-музыка мельчает и становится продуктом, а не творчеством. Продукт ориентирован, рассчитан на аудиторию и это — ремесло. А творчество — это поток, порыв и в нём не может быть никакого расчета. Человек извергает его из себя. Это безудержный процесс, который показывает частичку Бога в человеке. А продюсер — прямой виновник того, что сейчас происходит. То время, когда продюсеры мотались по музыкальным фестивалям и выискивали таланты, уже закончилось. Сейчас продюсер с психологами и социологами и высчитывает нечто статистически усреднённое, и так запускается новый проект. Я с одной стороны восторгаюсь продюсерской профессией — они невероятно умные люди, а с другой — презираю. Ведь яичница победила божий дар.
- Так как вы и сами прошли длинный путь до яркой джаз-панк дивы, чтобы вы сейчас посоветовали тем юным музыкантам, которые стремятся покорить Москву и российский шоу-бизнес?
- Я мало отношения имею к шоу-бизнесу. Ведь это про радио, телевидение, клипы и т.д. А у меня нет ничего из этого. Я живу параллельно. У меня своя публика независимо от того, буду я в телевизоре или нет. И это меня очень радует. Я завишу только от людей. Понятно, что у меня нет космических гонораров, но меня это устраивает. Я не хочу быть даже крошечным болтиком машины под названием шоу-бизнес. И коллегам я хочу порекомендовать искать свой путь и по-настоящему себя раскрывать. Чтобы не было такого: есть продюсер и певица, а потом они поругались, и диски с концертами внезапно закончились.