Одним из наиболее популярных в России танцев стал сегодня восточный танец, который известен как танец живота или бэллиданс – belly dance.
В арабских странах его называют Ракс Шарки, в Турции – Ориентал, что собственно и означает «восточный танец». При этом все исследователи отмечают наличие «русского влияния» на формирование восточного танца в его сегодняшнем виде. Возьмём, например, весьма важный элемент египетского восточного танца – большой прямоугольный платок, шарф, вуаль. Этот аксессуар можно считать «русским вкладом» в развитие восточного танца. В 1940-х годах король Египта Фарук пригласил известную русскую балерину Лидию Иванову обучать своих дочерей хореографии. Именно Иванова научила фаворитку Фарука — популярную танцовщицу Самию Гамаль красивому выходу с платком и хореографическим движениям с ним. И, что не менее важно, балерина познакомила египтянок с классическим балетным станком. Известно, что у Ивановой брали уроки и другие известные в Египте танцовщицы, которых она обучала не только танцу с платком, но и балетным движениям рук и хореографии. Позже король Фарук провозгласил Самию Гамаль «народной танцовщицей Египта» и её стиль танца, впитавший кроме арабских и «русские традиции» классического балета, стал практически официальным стилем, заложившим основу для дальнейшего развития восточного танца. Кстати, увлечение египтян русским балетом началось после «дягилевских» гастролей великой русской балерины Анны Павловой в Египет ещё в 20-е годы.
Следующее плодотворное пересечение российской и египетской школ танца произошло в 1957 году, когда в Каире встретились известный египетский хореограф Махмуд Реда и руководитель Ансамбля народного танца СССР Игорь Моисеев. Игорь Моисеев приехал познакомиться с репертуаром танцевальной группы Махмуда Реды и провести мастер-класс для участников. Египетская танцевальная труппа на Всемирном слете молодежи и студентов заняла 3 место в конкурсе национального танца и получила награду из рук Моисеева. Успех на московском фестивале стал толчком, приведшем к популярности ансамбля за рубежом. А в Египте ансамбль стал настолько популярен, что в 1964 году был объявлен национальным достоянием.
Сотрудничество египетских и советских хореографов продолжилось и после Фестиваля, советские хореографы преподавали в Египте, египетские танцовщики уезжали учиться в СССР. Сложившийся стиль театрализованных представлений ансамбля Махмуда Реды даже называли стилем «Москва на Ниле» («Moscow on the Nile»).
Много позже уже египетская школа танца дала толчок развитию восточного танца в России. Первой танцовщицей арабского танца живота в Советском Союзе считается Валида Сачакова. Заслуженная артистка Туркменской республики Валида Сачакова исполняла танцы народов советских республики, а уроки арабского танца первой в СССР получила от балетмейстера ансамбля Моисеева, командированной преподавать в Египет. Валида Сачакова одной из первых познакомила советских женщин с очарованием восточного танца, пробудила интерес к его изучению ещё во времена «железного занавеса». Когда во времена перестройки границы открылись, поклонницы восточного танца уже знали, что родина беллиданса находится в Египте и именно туда нужно ехать учиться. Хорошая хореографическая, спортивная и даже цирковая подготовка поклонниц белиданса, заложенная ещё во времена СССР, попала на благодатную почву. Российские танцовщицы заметно потеснили других исполнительниц на сценах и пьедесталах международных фестивалей восточного танца. Самой титулованной танцовщица арабского танца в Москве и в России заслуженно называют Наталью Стрельченко – чемпионку мира и России по арабскому танцу. За годы блестящей танцевальной карьеры она успела поработать в Египте и других арабских странах, участвовала в российских и международных фестивалях и конкурсах беллиданса, а затем в 2004 году открыла собственную школу танца. Танцевальная карьера танцовщиц достаточно коротка и закономерно, что почти все они, добившись признания, открывают школы танца, учитывая, что интерес к занятиям танцами в России не ослабевает, скорее растёт.
Резкий всплеск интереса к арабским танцам вызвал бразильский сериал «Клон», премьера которого в России состоялась на «Первом канале» в февраля 2004 года. С тех пор у основателей школ восточного танца не было недостатка в учениках. В 2011 году стартовал турецкий исторический телесериал «Великолепный век», который только подогрел интерес к восточным танцам. В 2014 году сериал закончился, но почти тут же стартовало его продолжение.
Уже в наше время восточный танец в России разделился на несколько направлений. Одно из них тяготеет к спортивному стилю, рассматривая танец как часть фитнеса, привлекательный способ поддержания хорошей физической формы. Представительницы этого направления, как правило, уходят под крыши фитнес-клубов инструкторами групповых программ по танцевальной аэробике.
Другим направлением стало использование элементов танца живота в различных практиках самосовершенствования, гармонизации и даже в тренингах по предродовой подготовке. Такие практики сочетают танцевальные движения Востока с дыхательными и психологическими тренинги для раскрытия индивидуальности и женственности.
Третье направление рассматривает бэллиданс в первую очередь как танец, который должен приносить радость танцору и зрителю. Как правило, такие поклонницы танца стремятся к изучению национальных корней танца в стране происхождения, примыкая к какой-либо национальной школе. Таких школ насчитывают не менее десятка, среди которых выделяют египетскую и турецкую школу, школу танцев стран Магриба и Персидского залива, Ливанскую школу. В поисках «души танца» российские поклонницы обычно начинают с египетской школы, в формировании которой чётко просматривается «русский след» – от «дягилевского» балета до «моисеевского» театрализованного национального танца. Неизбежно такие танцовщицы приходят к необходимости танца под живую музыку, поскольку волшебство арабского танца полностью проявляется при взаимодействии публики, танцовщицы и арабского оркестра. Египетская школа Ракс аш-Шарки рассматривает каждый танец как созданную по законам сценической драматургии пьесу, как диалог танцовщицы с каждым инструментом и оркестром в целом. Без живой музыки танцовщице сложно добиться прогресса в развитии. Наталья Стрельченко, например, как-то пошутила: «Когда ты работаешь под оркестр, он вытянет тебя за уши!»
Российские звёзды танца живота востребованы в арабских странах. Они отмечают, что без работы на контракте, без погружения в культуру страны невозможно научиться арабскому стилю танца.
Однако как за рубежом, так и в России исполнители и преподаватели восточных танцев остаются наиболее уязвимой и незащищённой профессиональной группой. С 1994 года, когда был проведен первый международный фестиваль восточного танца в Москве, и до начала «нулёвых» энтузиасты танца живота в нашей стране вели «полуподвальное существование». Только с 2001 года восточный танец был принят в общероссийские танцевальные организации и федерации, которые начали проводить ежегодные конкурсы. В 2005 году произошло разделение на любителей и профессионалов belly dance. В 2009 году Минюст выдал свидетельство о государственной регистрации первому межрегиональному профессиональному союзу преподавателей и исполнителей искусств народов Востока.
Уже десяток лет в Москве ежегодно проходят традиционные международные фестивали восточного танца. Так в апреле завершился очередной «Tariq el Nougqum». В переводе с арабского название фестиваля означает «Дорога к звёздам», что для его участников звучит символично. Фестиваль входит в мировой календарь восточного танца и открывает победительницам дорогу к участию в мировой серии фестивалей восточного танца. Как отмечают международные судьи фестиваля «Дорога к звездам», сегодня сложилась ситуация, когда именно россиянки лидируют в искусстве арабского танца на международных конкурсах. Фестиваль «Tariq el Nougqum» открывает российским талантам дорогу к признанию, как в России, так и за рубежом. Конкурс Фестиваля завершается выбором Королевы Ракс Шарки – победительницы во всех пяти номинациях восточного танца. Второй рейтинговый международный фестиваль – «Ассамблея» – проводится в Москве в конце октября. Инициатором проведения этих фестивалей выступает известная египетская танцовщица Нур, она же Татьяна Федяева. Это ещё один пример того, как русская танцовщица добилась невероятной популярности и внесла яркий след в арабский танец.