Вы не знаете, что такое рекап, клифхэнгер и процедурал? Тогда вам пока можно смотреть только «Семнадцать мгновений весны» и другие «советские телефильмы». К современным сериалам вы ещё не готовы.
Чаще всего процедурные драмы, процедуралы посвящены профессиональной деятельности врачей, полицейских, судмедэкспертов. Такой сериал можно смотреть с любой серии в любом сезоне. Для тех, кто уже перерос и «телефильмы», и «классические «процедуралы» сценаристы придумывают селекцию мандарина с кактусом, например полицейского скрещивают с писателем, как в сериале «Касл». Бывают и более изощрённые случаи. И всё потому, что прошли времена, когда зритель не видел особой разницы между серией фильмов об Анджелике, телесериалом «Четыре танкиста и собака» и «Во все тяжкие», например. Нынешний любитель сериалов разбирается в построении сюжетов не хуже самих сценаристов, чему способствуют многочисленные кинокурсы и образовательные сайты. Кинокурсы Александра Митты просвящают режиссёров и зрителей по поводу «вертикального» и «горизонтального» построения сериалов.
«Вертикаль» в сериале – сюжет, ограниченный одной серией (иногда двумя). «Горизонт» – сюжет, проходящий через весь сериал. Есть сериалы вертикальные, в которых в одной серии одна история и есть горизонталки (чаще их называют «линейки»), в которых одна история на весь сериал. Теленачальство любит вертикальные сериалы, так как предполагается, что их можно смотреть с любой серии и есть гипотетическая (практически никогда не используемая) возможность менять серии местами. Предполагается, что «вертикалки» более доступны для зрителя и у них выше рейтинг. (Кстати, выигрыш в рейтинге не очевиден. Fringe в середине второго сезона резко поменял концепцию и стал горизонтальным, после чего качество сериала и его рейтинг значительно вырос).
Тем не менее, иногда в горизонтальную по замыслу историю приходится втискивать вертикальные истории. Представьте, если бы в «Прослушке» герои еще стали бы в каждой серии быстренько, в два-три касания расследовать какое-нибудь простенькое «вертикальное» дело, как в «CSI»? Горизонтальная и вертикальная история сопротивляются, вытесняют друг друга. Наличие вертикального сюжета в сериале – это своеобразный маркер, признак жанра. Например, в шикарном пилоте «Suits»(«Форс-мажоры») резко становится скучно примерно на 30-й минуте, когда героям поручают их первое («вертикальное») дело. Видимо, единственная возможность безболезненно встроить вертикаль – сделать ее частью «горизонтальной» истории. То есть с помощью событий, происходящих в рамках вертикального сюжета, разрешать конфликты, значимые для горизонтали. В вертикальном сериале, как правило, есть ещё и так называемые «сквозные» сюжетные линии (идут через все серии). Они обычно касаются взаимоотношений между героями. В зарубежных сериалах эти линии прописываются очень тщательно, так что часто вертикальный сериал называют вертикально-горизонтальным. Разобраться в этом полезно не только создателям сериалов, но и самим зрителям.
Найти больше информации о сценарных и других курсах киношколы Александра Миты — здесь.
Отвратительная статья. Автор лентяй. Хватило только на заголовок. Кто так пишет. Понахватать справочной информации из открытых источников без редактуры. Концовки у статьи нет, а что такое клиффхэнгер и рекап и вовсе не объяснено. Я и то могу лучше написать.
Андрей Денисов, это не статья, а приглашение к посещению Киношколы Александра Митты, где можно получить ответы на все вопросы от гуру кинопроизводства. Различные курсы Киношколы рассчитаны как на продвинутых зрителей, так и профессионалов в области кино и телевидения. С вашим несомненно высоким уровнем подготовки вы можете рассчитывать на успех после окончания, например, сценарных курсов для создателей телевизионных сериалов.