Яркое театральное событие в ещё более ярком театральном событии. Именно так я бы охарактеризовал не-спектакль «Свой путь», который прошёл в рамках «рождественского фестиваля» Николая Коляды в Боярских палатах Театрального центра на Страстном.
Жанр «не-спектакль» выбран не только из рекламных соображений: выделиться из общего потока, привлечь внимание необычным названием. «Свой путь» Ярославы Пулинович в постановке Хорена Чахаляна — это захватывающее сочетание обычной театральной читки с ксерокопиями пьесы в руках с необычными музыкальными и танцевальными номерами и тантрическими поисками смысла в жизни. «Свой путь» — это крутой замес из различных философий, которыми увлекались и увлекаются молодые и не очень молодые люди. Герой Ивана Соловьёва по ходу пьесы меняет не только имена, но и собственное мировоззрение, которое он решительно навязывает героине Наташи Кийко.
1987 год. Наш герой, тогда называющий себя Анархист, впервые появляется на пороге девятнадцатилетней героини, подрабатывающей перепечатками на машинке, с романом Джека Керуака «На дороге». Его философские увлечения всепоглощающи, но не долговечны: хиппи, нью-эйдж, философия перестроечного обогащения, православная монашеская схима, православный брачный союз, шаманство, эзотерические философии, тантрические трансперсональные состояния, протестное движение на Болотной площади… Ну, и как водится, это бескомпромиссное мужское самоутверждение базируется на костях влюблённой женщины. Она любит его, одна выживает и воспитывает его ребёнка, а он периодически возвращается к ней с новыми мировыми идеями, чтобы снова бросить. У него же свой путь…
Музыкальное сопровождение следует за увлечениями героя. «The Doors» Джима Моррисона. Come on baby light my fire! И, соответственно, вслед за сменой философий появляются шаманские бубны, ханг, какие-то буддийско-афро-аборигенские инструменты, то ли вувузела, то ли диджериду, перуанский барабан кахон. Для звуковых импровизаций используется даже шуршание прочитанных и скомканных листов пьесы.
Как зародился такой необычный спектакль? Как признаётся режиссёр Хорен Чахалян, спектакль родился совершенно случайно в ходе целенаправленного поиска. Сам Театр Новых Пьес (ТНП) появился в Москве в октябре 2017 года как своего рода творческий плацдарм уральской театральной школы Николая Коляды. Чтобы закрепить успех регулярных гастрольных выступлений в столице. В настоящее время Театр объединяет 35 артистов, 10 музыкантов, 3 хореографа, 2 композитора, а также художники и операторы. Художественный руководитель ТНП — Николай Владимирович Коляда, главный режиссёр — Хорен Чахалян.
Хорен Чахалян рассказывает, что Николай Владимирович Коляда прислал ему 15 пьес, предложив по своему усмотрению отобрать пьесы для декабрьского Марафона современной драматургии. Хорен отобрал четыре пьесы, а вот на пятую наткнулся сам. Случайно увидел и прочёл на одном дыхании. Наташа Кийко показалась ему естественным выбором для исполнения Веры, а вот Петра он собирался играть сам, пока не увидел Ивана Соловьёва. Я нисколько не сомневаюсь в актёрских талантах Хорена Чахаляна, но Иван в этой роли органичен. Он яркий и разноплановый актёр, который особенно хорош именно в таких сценических дуэтах «Он и Она». Могу это утверждать, поскольку видел его в «Варшавской мелодии» и в короткометражке «Яблочки». Дуэт Соловьёва и Кийко получился настолько ярким и убедительным, что временами зал просто умирал от смеха. А когда зал заметил, насколько тяжело актёрам сдерживаться и оставаться серьёзными в самые смешные моменты, то зрители хором разрешили: «Да, смейтесь уже!»
Потом так же ненавязчиво, без особых поисков, в труппе появились музыканты и вросли в спектакль, отодвинув на время свои тантрические музыкальные изыскания. Но сразу после спектакля они всё-таки уезжают в Индию. Поэтому «Свой путь» москвичи смогут увидеть только через три месяца после их возвращения из творческой командировки.
Свой следующий Марафон Театр Новых Пьес проведёт 25-26 февраля в Театральном центре на Страстном. Будут играть концерт-трагедию «Женитьба» по Гоголю, премьера которого состоялась здесь же год назад, и премьеру «Тот самый день» Пулинович. Это уже вторая совместная работа Ярославы и Хорена, поэтому можно сказать, что их творческий тандем сложился. Предпоказ этой работы прошёл в мае прошлого года на сцене Театрального центра «На Страстном» в рамках совместного театрального марафона екатеринбургского «Коляда-театра» и московского Театра Новых Пьес с характерным названием «Ты чё, с Урала?». Также зрителям покажут документальный фильм актёра Театра Максима Долинина об участии ТНП в Международном театральном фестивале High Fest в Ереване, куда в октябре прошлого года съехались театры из 24 стран мира.
Могу порекомендовать февральский Марафон всем открытым к театральным поискам зрителям, тем кто любит молодые коллективы, у артистов которых глаза горят. Как говорит Хорен Чахалян:»Мы занимаемся театром потому, что любим театр и счастливы в нём. Мы хотим поделиться своим счастьем со зрителями».