15 января в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт классической музыки с 3D визуализацией. Аналогов подобного проекта в России, пожалуй, на сегодняшний день нет. Но самое приятное — то, что великую мечту А.Н. Скрябина о мистерии цвета и света продолжают реализовывать его последователи. Особенно радует, что это воодушевленные энтузиасты, новаторы, с головой увлеченные своим делом, открытые к экспериментам. А мелкие неурядицы на пути лишь подталкивают их к новым открытиям.
Алисия Леус: Как и у кого возникла идея совместить классический формат с графикой?
Мария Чернова, автор проекта «Классическая музыка в 3D», генеральный директор «Артнови»: Идея организации такого концерта принадлежит мне. Она основана на концепции композитора А.Н Скрябина: поиск синтеза классической музыки с визуализацией. Он много и кропотливо описывал образы, которые должны «выходить за пределы плоской поверхности и уходить в пространство концертного зала». А это по сути и есть 3D-технология. Итак, силами профессионалов спустя десятилетия воплощается мечта А.Н. Скрябина о слиянии цвета и света. В программе прозвучали музыкальные отрывки из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. И одно из ярчайших произведений в творчестве А.Н. Скрябина «Поэма экстаза». Исполнители — Российский национальный оркестр, один из самых сильных симфонических коллективов России. За пультом — талантливый молодой Дмитрий Крюков; в свои 25 лет – уже приглашенный дирижер Большого театра.
Алисия Леус: Как удалось привлечь такого интересного дирижера в проект?
Мария Чернова: С Дмитрием мы знакомы достаточно давно, я с радостью наблюдаю за его творческим ростом. У нас уже был успешный опыт совместной деятельности в Парке Горького: аудиовизуальный концерт на специально сооруженной сцене. И не было сомнений, что в этом проекте дирижировать Российским национальным оркестром должен именно он. Музыкальный материал, представленный на столь высоком уровне, оказался интересен, и профессионалам, и любителям классической музыки. Однако, идея основоположника идеи синтеза музыки и света — А.Н. Скрябина, по словам Марии была реализована не 100%.
Мария Чернова: Изначальная концепция была связана непосредственно с характеристиками и художественными образами музыкальных произведений. И основана, в частности, на стихотворном тексте самого Скрябина к «Поэме экстаза». Кардинальная перемена в решении художников для нас до сих пор остается загадкой. В любом случае это неоценимый опыт, который позволит нам в дальнейшем не допускать подобных ошибок.
Алисия Леус: А кто работал над графикой?
Мария Чернова: Над графикой работали наши турецкие партнеры – компания «NOHlab», с которым мы уже провели два успешных проекта в Москве. А в этот раз они отошли от уже сформированной нами концепции, предупредив нас практически в последний момент. Это сыграло не в пользу проекта и привело к некоторому разочарованию.
Алисия Леус: действительно, отзывы зрителей были несколько противоречивы.
Мария Чернова: Мы продолжаем работать над проектом и с середины февраля запускаем открытые экспериментальные концерты нашего проекта «Классическая музыка в 3D» в зале музея Скрябина.
Каждый экспериментальный вечер также будет 3D, только разные технологии будем использовать, богатый разнообразный музыкальный материал и пробовать разных художников. Потому что хотим найти «то самое гармоничное соединение» музыки и трехмерной визуализации.
Делать мы это будем на небольшой площадке: зал рассчитан всего на 120 человек. И к этим экспериментальным вечерам планируем привлекать зрителей, в том числе тех, кто нас критиковал после концерта в консерватории. Приходите! Это открытая творческая площадка, где каждый может высказаться, поделиться мнением и интересный эксперимент со-творчества профессионалов и зрителей. Фактически мы вместе с аудиторией определим, какой художник будет готовить проект к следующему концерту. И после снова выйдем на большую сцену.
Алисия Леус: Можно сказать, creative collaborative.
Мария Чернова: Да, вместе мы планируем добиться лучшего результата. Это здорово, представить большой аудитории такой неординарный концерт, где можно не только услышать шедевры классической музыки в исполнении талантливых музыкантов, но и увидеть их! Публика в зале была очень разная – и музыканты-профессионалы, и поклонники выступающих на сцене. Много доброжелательных приятных молодых лиц, компаний и друзей. И даже тинейджеров, которым 3D, возможно, ближе «Щелкунчика». Пары, семьи с детьми и люди более старшего возраста. Но лично для меня открытием стал тот неподдельный интерес, проявленный интеллигентными, убеленными сединами бабушками, которые пропускают нас в зал. Они так мило примеривали очки, живо интересовались происходящим и подглядывали ;) Ведь по инструкции им во время концерта вход в зал запрещен. Особенно умилил вопрос одной сотрудницы весьма почтенного возраста: «Как вы думаете, дирижер тоже в 3D очках дирижирует?» Таким теплом, искренним любопытством и милой наивностью веет от этого. И этот факт характеризует очень многое. Вызывать интерес у столь разнообразной аудитории и разных поколений, пожалуй, один из ключевых показателей успеха. Что ж, не упустите редкую возможность прикоснуться к творческой лаборатории и повлиять на создание столь необычного продукта. Следите за нашими новостями и будьте в центре событий!
Материал подготовила Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.
На вопросы ответила Мария Чернова, автор проекта «Классическая музыка в 3D», генеральный директор «Артнови».