«Музыка не должна украшать, она должна быть истинной и только…» (А.Шёнберг) 21 января в Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина состоялся необычный концерт-лекция «Премьера “скандального концерта” через 100 лет».
Примечательна не только судьба “скандального концерта”, но и фигуры композиторов-авангардистов, которые его затевали. Игорь Стравинский, Морис Равель и Арнольд Шёнберг. Каждый из новаторов впоследствии оказал серьезное влияние на музыку, искусство и эпоху. Как все новаторское и свежее, воспринимаемое массой в штыки, и их творчество современниками в те годы не воспринималось. Например, Лондонская публика произведение Шёнберга окрестило, как: ультрасовременная какофония. А в Праге во время концерта и вовсе разыгрался не просто скандал, а настоящая потасовка.
Что же касается скандального концерта, именно «Лунный Пьеро», вокальный цикл в жанре трагического кабаре, должен был стать, как бы сейчас сказали, — хэдлайнером программы.
Увы, ответ великих авангардистов обществу, не признающему современное искусство — не состоялся. Помешала цензура и Первая мировая война.
Музей им. А.С.Пушкина спустя столетие восстановил справедливость, и слушатели смогли познакомиться с редко исполняемыми произведениями выдающихся композиторов (время все расставило на свои места), погрузиться в атмосферу эпохи, почувствовать дух того времени. Как и авторы, ощутить тоску по тающему/исчезающему теплу 19-го века, по тому 19-му — пронизанному верой не только в Бога, но и в высокие гуманистические идеалы, пронизанному принципами чести и благородства. И страх перед надвигающимся 20-м – бескомпромиссным, жёстким, кровавым, с монотонным грохотом фабрик, с яркими лозунгами, тоталитарными режимами, потерянными поколениями, вскормленными на оскудевшей и попранной вере…
Неслучайно высказывание Шенберга: «Искусство — это вопль, который издают люди, переживающие на собственной шкуре судьбу человечества…» Его цикл «Лунный Пьеро» действительно вопль отчаяния, доведенный до гротеска. На нем словно лежит печать неуверенности, страха и тоски по разрушенным идеалам, растаявшим в дымке прошлого. Трижды семь стихотворений Альбера Жиро и музыка Шёнберга – изнанка лирики, предрекающая коренные изменения в судьбе народов и открывающая эпоху декаданса.
Также в программе прозвучали колоритные индусские баллады Мориса Деляжа, три поэмы его учителя и наставника – Мориса Равеля. И редко исполняемый вокальный цикл Игоря Стравинского на японские танку Акахито, Масадзуми и Цараюки, в котором Стравинский обращается к японской гравюре. И музыкальными средствами воплощает линейность перспективы, растворяет в звуках простор японских пейзажей, гениально передает ритм стихосложения и символику белого цвета.
Я белые цветы в саду тебе хотела показать. Но снег пошел. Не разобрать, где снег и где цветы! (Акахито)Ну а впереди нас с вами ждет еще много интересного. Реконструкция первой футуристической оперы «Победа над Солнцем», 28.01. Спектакль-концерт ко Дню рождения А.П.Чехова в мемориальной квартире С.Т. Рихтера, 29.01. Концертная программа «Русский музыкальный Париж 20-х годов» , 04.02. А до 30 января в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина проходит детский фестиваль искусств «Январские вечера». Следите за новостями!
Алисия Леус: Юлия Исааковна, как появилась идея воссоздания?
Юлия де-Клерк, Зав. отделом музыкальной культуры ГМИИ им. Пушкина: Эта идея у меня родилась очень давно. Родилась идея давно. Я ведь в принципе исследователь, я – музыковед, 15 лет работала над книгой «…..Последний крик моды какого-то искусства». И построена она на архивных материалах, как цикл вариаций – Москва, Париж, Петербург. И надо было их собрать, чтобы они читались , как история. Письмо – к нему рецензия. Письмо – к нему фото. И эта история охватывает период с конца 19 века до Первой мировой войны и начала революции. Эпилог – это 18-ые – 20-ые годы, где я уже ничего не комментирую, где Россия разделилась на две части. Одна часть уехала. Другая, соответственно, — осталась.
Позади пятно луны белеет В длинных фалдах выходного фрака, - Так пошел Пьеро в весенний вечер В поиски за счастьем и удачей. Что-то липнет там к его одежде… Обернулся он и видит: верно! Позади пятно луны белеет В длинных фалдах выходного фрака. - Стой же! Вот как! Ах, известка! - Трет и трет – всё зря. Не счистить! Oн идет, отравлен злобой, дальше. Трет и трет до самого рассвета - Позади пятно луны белеет!П.Пикассо «Задумчивый Арлекин»
Материал подготовила Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.