Марафон моноспектаклей в Театральном центре «На Страстном» к радости зрителей завершил Евгений Гришковец. Что вполне логично. Ведь для многих актёров одиночный выход на сцену – дело не частое, своего рода экзамен. Организатор фестиваля ‘Solo’ Александр Калягин так прямо и сказал: «Моноспектакль – это как ЕГЭ для абитуриентов, если сдал его на «отлично», значит, тебе открыты двери на любую сцену». А Гришковцу уже не надо ничего доказывать своим экзаменаторам, он живёт в формате моноспектакля всю свою творческую жизнь. И это то, что у него неизменно получается лучше всего. Всё остальное – книги, кинофильмы и кинороли – ему удаются через раз, честно говоря. А вот его моноспектакли – всегда на твёрдую «пятёрку с плюсом». К полдюжине успешных моноспектаклей можно приплюсовать и его лирический конферанс к выступлениям музыкальных групп «Бигуди» и «Мгзавреби». Это ведь тоже моноспектакли «непоющего» Гришковца под музыку российских и грузинских музыкантов. Кроме того, что Евгений Гришковец не певец, он ещё и не актёр в академическом понимании профессии. В своих спектаклях он не перевоплощается, он просто выходит на сцену и рассказывает о себе – самокритично, иронично. И это именно то, чего ждёт зритель.
А вот спектакль Гришковца «Шёпот сердца» — это своего рода исключение, потому что повествование ведёт не сам человек, а его сердце. И монолог идет от сердца — в самом прямом смысле этого слова. Эта неутомимая человеческая мышца никогда не спит, от неё не может скрыться ни желание, ни намерение, ни мысль о намерении. И соответственно исповедь сердца – это синоним бескомпромиссной откровенности, предельной открытости. И как символ ведущейся на глазах зрителей операции на открытом сердце над сценой горит беспощадная, не оставляющая теней операционная «люстра».
Международный театральный фестиваль моноспектаклей «SOLO» — это 15 лучших постановок из России, Италии, Франции, Эстонии и Израиля. Темы и жанры самые разные: биографические зарисовки об Элеоноре Дузе и Антонене Арто, «Сказки для взрослых» Пушкина в постановке Клима и «Кроткая» Достоевского в исполнении Евгения Стычкина, инсценировка романа «Средний пол» Джеффри Евгенидиса (MDLSX) и хроника одного самоубийства «Все, наконец!», пластический перформанс от «По.В.С.Танцев» и гротескное Solo эстонского эксцентрика Хендрика Тоомпере и сентиментальное откровение «Шёпот сердца» Евгения Гришковца.