4 октября московская областная филармония открыла сезон оперой «Иоланта» братьев Чайковских в уникальном концертном исполнении. Концертное исполнение подразумевает скупость костюмов и оформления сцены – из реквизита здесь был лишь букет белых и красных роз, необходимых в сцене встречи Иоланты и Водемона. (Помните? «Я красную просил сорвать!») Поскольку оперу ставили в Большом зале консерватории, то знаменитый орган выполнял роль сценического задника. Но эта сдержанность оформления полностью компенсировалась сверканием звезд оперной сцены: солистка Большого театра Динара Алиева (Иоланта), ведущий солист театра «Новая опера», приглашённый солист Большого театра Василий Ладюк (Роберт, герцог Бургундский) и приглашённый солист Большого театра Николай Диденко (Рене, король Прованса), солист Мариинского театра Сергей Скороходов (Водемон, граф, бургундский рыцарь).
Но можно сказать, что исполнявшая роль принцессы Иоланты Динара Алиева была настоящей «королевой бала». Исполнение партии Иоланты стало её дебютом, а кроме этого именно этой оперой открывался первый международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой Opera Art, который пройдёт с 4 октября по 12 декабря в Большом зале консерватории. На пяти концертах фестиваля прозвучат культовые произведения оперной музыки: «Иоланта» Чайковского и «Травиата» Верди в концертном исполнении, программы «Верди-гала» и «Пуччини-гала», а также неаполитанские песни и итальянские сарсуэлы.
«Иоланта» – лирическая опера, ставшая одним из самых светлых и жизнеутверждающих произведений Чайковского. История слепой дочери короля, которая прозрела, встретив любовь, дарит слушателям надежду и веру в прекрасное. Это настоящая ода жизни и радости. В 1884 году Петр Ильич знакомится с переводом одноактной драмы в стихах Генрика Герца «Дочь короля Рене». Брату композитора Модесту Ильичу было заказано либретто по произведению.
Концерт в Большом зале консерватории прошёл в сопровождении оркестра Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова под управлением дирижёра Мариинского театра, художественного руководителя Камерного оркестра «Инструментальная капелла» Московской областной филармонии, Заслуженного деятеля искусств России Андрея Петренко. Именно в Мариинке состоялась премьера «Иоланты» в 1892 году.
«Комментировать музыку – дело неблагодарное,–отметил Андрей Петренко, – в «Иоланте», как в любой классике, заложено множество смыслов. Слепота главной героини – это очень сильная метафора. Отсутствие в сегодняшней жизни любви к кому бы то ни было и к чему бы то ни было – тревожный признак, ибо только любовь даёт нам прозрение и шанс увидеть мир в его многообразии».
ИСПОЛНИТЕЛИ: Динара АЛИЕВА – Иоланта, дочь короля Рене (слепая) Василий ЛАДЮК – Роберт, герцог Бургундский Николай ДИДЕНКО – Рене, король Прованса Сергей СКОРОХОДОВ (солист Мариинского театра) – Водемон, граф, бургундский рыцарь Игорь ТАРАСОВ (солист театра «Геликон-опера») – Эбн-Хакиа, мавританский врач Василий ГУРЫЛЕВ – Альмерик, оруженосец короля Рене Родион ВАСЕНЬКИН – Бертран, привратник дворца Валентина ГОФЕР – Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты Подруги Иоланты: Анастасия БЕЛУКОВА (солистка театра «Новая опера») – Бригитта Полина ШАМАЕВА – Лаура Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. КожевниковаМосковской областной филармонии Оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова Дирижёр – Заслуженный деятель искусств Андрей ПЕТРЕНКО