5 сентября в Центре эстетического воспитания «Мусейон» состоялся кинопоказ «Новый Рейксмузеум». Премьеру предварила презентация Петера Рулофса, руководителя отдела Искусства XVII-го века. После фильма зрители долго не отпускали Петера, задавая ему самые разные вопросы о реставрации музея, мотивации персонала, интересовались окончанием истории с голландскими велосипедистами, ставшей «камнем преткновения» и сильно затянувшей реставрационные работы и колоритными деталями, которые режиссер Уке Хогендайк осветила в фильме.
Документальные фильмы мы привыкли воспринимать, как что-то скучное, методично и педантично описывающее факты. Однако, история, рассказанная Уке – зрелищна и драматична. Она никого не оставит равнодушным!
Конечно, большую роль играет и сама фабула в основе сюжета. Главный музей Голландии, запланировано закрытый на 2,5-3 года реставрации — неожиданно стал заметной фигурой в мировом культурном сообществе. А процесс его реставрации — одной из самых ярких, драматичных и поучительных историй современности. Не станем раскрывать все перипетии сюжета, лишая вас сладостных минут просмотра, сопереживания и надежды. Но трейлером поделимся: http://www.youtube.com/watch?v=R4xLNKbP-0Q
«Десятилетие метаморфоз» — так охарактеризовал этот период предвосхищения, рождения и становления новой концепции музея Петер Руфолс. Человек, который день за днем прошел эти десять лет вместе возрождаемым музеем. «За это время Рейксмузеум претерпел не только архитектурные и технические изменения», — рассказывает Петер. — Произошли фундаментальные изменения в сознании людей, причастных к реставрации, изменения в отношении к будущим посетителям. Если раньше надо было подниматься по ступеням огромной лестницы к высокому искусству, то сейчас, в обновленном пространстве музея, посетитель чувствует себя частью искусства. Мы рассказываем людям простые истории, и simplicity (простота) — одна из ключевых ценностей для нас», — охарактеризовал концепт Рейксмузеума Питер. Это же подтвердили и те из присутствующих в зале, кто побывал в музее до и после его реставрации.
Например, все надписи около произведений искусства имеют ограничение по количеству слов. Они должны быть лаконичны и понятны 6-летнему ребенку.Сюжет, заслуживающий внимания. Яркая галерея образов. Тонкий луч юмора, пронизывающий картину. Этот фильм поможет больше узнать о жизни кураторов, сотрудников музея, которые самоотверженно, с неиссякаемым энтузиазмом и верой в искусство меняют жизнь любимого Рейксмузеума.
Аплодисментами после фильма отблагодарили зрители создательницу фильма Уке Хогендайк, которая на протяжении десятилетия следила за тем, что происходит за закрытыми дверями. Ежедневная напряженная работа. 400 часов съемки. И кадры, благодаря которым мы увидели судьбы людей, искренне преданных своему делу; истории — захватывающие и трогательные, волнующие и комичные, ставшие неотъемлемой частью процесса реставрации. Темпераментные испанские архитекторы, разработавшие проект внутренней реорганизации пространства. Колоритные французы из Лувра. Активисты велосипедного движения. Бессменный музейный надзиратель с редким даром фотографической памяти. Напряженный момент аукциона. Жаркие споры при отборе картин для постоянной экспозиции. Детали пресс-конференций и повседневной жизни сотрудников музея. Наконец, скульптуры японских стражников, возведенные Уке до статуса полноправных персонажей. Все образы у нее выписаны тонко, тщательно, выразительно.
После фильма Петр рассказал, что не все участники команды смогли вынести мучительное ожидание, о том, что непросто было поддерживать немолодых и демотивированных смотрителей залов, которым не за чем было смотреть, кураторов, которые без экспозиций чувствовали себя не удел.
Сегодня музей открыт посетителям, которые с благодарностью отмечают не только новую концепцию музея, организацию внутреннего пространства, залов, использование открытых экспонатов, но и возможность фотографироваться в залах музея. И прекрасный сайт www.rijksmuseum.nl, где можно скачивать изображения представленных в музее картин в высоком разрешении — и любоваться ими из любой точки мира! Нельзя не отметить и чудесные сувениры для малышей, разработанные музеем. «Если заронить зернышко в 4-х летнего ребенка, когда-нибудь раскроется цветок» — прокомментировал эту инновацию Петр.
Сегодня Рейксмузеум — одно из самых популярных мест в Амстердаме, точка притяжения для горожан и туристов. Величественный фасад приглашает заглянуть за кулисы вековой истории, где национальная икона голландской живописи — «Ночной дозор» Рембрандта — по-прежнему возвышает нас над суетой повседневности.
Автор: Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.