Авангардиста, композитора, импровизатора и лидера легендарной «Поп-механики» Сергея Курёхина нет с нами уже 20 лет. Но 9 июля в день памяти музыканта, благодаря талантливому скрипачу, композитору и лидеру ансамбля 4`33 Алексею Айги, — авторская музыка Курёхина прозвучит вновь. И не где-нибудь, а в стенах Московской консерватории им. Чайковского.
В этот вечер на сцену выйдут участники легендарной «Поп-механики» и музыканты, близкие Курёхину по стилю и пониманию музыки. В программе прозвучат произведения композитора из кинофильмов «Господин оформитель», «Замок», «Два капитана-2» и другие композиции, которые раскроют слушателям разные грани музыканта-авангардиста.
У Курёхина очень много хорошей музыки, которую хочется играть живьем! Когда я приступил к реализации идеи воссоздать музыку Сергея, выяснилось, что нотных записей совсем нет. Пришлось всё восстанавливать по слуху.Алисия Леус: Алексей, как появилась эта идея: воссоздать музыку, которую при жизни Сергея Курёхина никто не записывал?
Алексей Айги: Идея принадлежит Анастасии Курёхиной. И эта идея очень проста. Чтобы музыка Курёхина вновь прозвучала со сцены и обрела новую жизнь. Его произведения сейчас практически не исполняют, они существуют только в аудиозаписях. И если у Фрэнка Заппы был Стив Вай, который ходил и записывал за ним все ноты, то у Курёхина такого человека не было. А ведь у него очень много хорошей музыки, которую хочется играть живьем! Когда я приступил к реализации идеи воссоздать музыку Сергея, выяснилось, что нотных записей совсем нет. Пришлось всё восстанавливать по слуху с аудиозаписей, «снимать» музыкальный материал, прослушивая звуковые дорожки вышедших кинолент с музыкой Сергея. Там часто мелодии сливаются с диалогами актеров. В общем, работа была кропотливая. Но нам удалось победить!
Затем мы стали обсуждать с Настей музыкантов, когда-либо работавших с Сергеем, участников его знаменитых «Поп-Механик», которые могли бы принять участие. Откликнулись почти все: это и Сергей Летов, и Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Саинхо. Позже к нам присоединились Марина Капуро, записавшая «Воробьиную Ораторию». И появились музыканты, которые не играли с Сергеем, но неравнодушны к его музыкальному творчеству: Екатерина Кичигина, Алексей Круглов и другие. В вечере также примет участие оркестр Ad Libitum, с которым мы давно работаем в кино.
Алисия Леус: Личность Сергея Курёхина, безусловно, неординарная, яркая. Такие новаторы, как кометы, оставляют за собой «хвост» последователей, которые подхватывают, продолжают и разрабатывают тренд. А вот само общество часто опаздывает и способно воспринять талант лишь спустя время. Был ли Курёхин понят обществом при жизни?
Алексей Айги: Сам Курёхин говорил, что не оставит после себя «ни школы, ни следов, ни шедевров». Действительно, он абсолютно уникален, любые попытки имитировать «Поп-механику» и подражать ему обречены на провал. Надо иметь слишком много артистической наглости, чтобы подняться на его уровень. А вот шедевры он оставил, часть, правда, потерялась среди саундтреков к фильмам 90-х, но это дело поправимое. Правда, благодаря «Ленину-грибу» и другим гениальным проделкам, общественность воспринимает Курёхина скорей как яркого эксцентрика, нежели серьезного музыканта.
Алисия Леус: Алексей, Большой зал Московской консерватории – очень серьезная площадка. Консервативная, простите за тавтологию. Сейчас там проходит конкурс Чайковского, к которому приковано внимание российской и мировой прессы. Тот факт, что концерт памяти Сергея Курёхина состоится именно там — демонстрирует, что его авангардная музыка попала в сокровищницу русской музыки наравне с «классиками»?
Алексей Айги: Вы знаете, я об этом не думаю. Точнее, я размышляю над этим, но не знаю ответа. Курёхин — музыкант феноменального дара, он вполне заслуживает концерта в Большом зале Консерватории. Хотя, я предвижу возмущенную реакцию «хранителей высокого искусства», как со стороны любителей Баха, так и со стороны почитателей Булеза.
Алисия Леус: Кого хотели бы увидеть на концерте?
Алексей Айги: Вы знаете, моя давняя мечта увидеть на концерте не только людей, но и собак, кошек, гепардов и жирафов. Об этом я стараюсь говорить в каждом интервью, но цензура наступает (смеется). Буквально два дня назад я был в альпийской деревне на празднике проводов овц и баранов на летние пастбища, надо сказать, это сильнейшее музыкальное впечатление! Несколько тысяч баранов и коз, звеня колокольчиками и огромными бубенцами, идут через весь город высоко в горы. Прекрасная музыка.
Алисия Леус: Вот такое оригинальное, даже авангардистское завершение. Кто знает, может быть со временем и воплотится мечта Алексея. И среди публики мы сможем увидеть братьев наших меньших. Которые также как и мы, восприимчивы к музыке. А может быть, и увидим на сцене хор барашков. А пока с нетерпением ждем 9 июля и приглашаем вас к вечеру памяти музыканта-авангардиста Сергея Курёхина.
Авангардист Сергей Курёхин оставил яркий след в современном искусстве. Его кросс-культурный проект «Поп-механика» поражал зрителей провокационными перформансами. Элементами «Поп-механики» в разное время становились музыканты «Аукцыона», «Странных игр», «Кино», «Аквариума». Сергей Курёхин умер в возрасте 42-х лет от редкого заболевания — саркомы сердца. В честь музыканта в Санкт-Петербурге открылся Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина и появилась премия Курёхина в области современного искусства. Курёхинские фестивали ежегодно проходят и за рубежом: в Берлине, Амстердаме, Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Алексей Айги – ведущий российский кинокомпозитор, многократный лауреат российских кинематографических премий, создатель музыки к культовым картинам: «Страна глухих», «Испытание», «Орда», «Родина», «Дикое поле» и многих других. Алексей пишет музыку не только для русских фильмов, но и для европейского кинематографа. Алексей — лидер ансамбля 4`33.
Материал подготовила Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.