15-ый конкурс Чайковского отличается тем, что средний уровень подготовки пианистов очень высок. Особенно это касается технической стороны.
10-15 лет назад такой феноменальный уровень был невозможен. В истории конкурса Чайковского случались истории, когда фавориты или звездочки сразу выделялись или были «выше других участников на полголовы». Сейчас история совсем иная — пианисты идут очень плотно. Это технически крепкие выступления. И уже на первом туре видно, что средний уровень исполнителей вырос на порядок.
Конечно, на конкурсе, тем более на международном, особенно, на конкурсе Чайковского одной техники недостаточно. Да, она важна, а на сегодняшний день — обязательна. Но свое отношение, исполнительская зрелость и ювелирное мастерство владения инструментом — сегодня мы говорим об этом. То самое мастерство, которое складывается из умения слышать и передавать, нести содержание, использовать звуковую колористику, в совершенстве владеть динамической градацией, инструментом и собой, работать со звуковой палитрой и нюансами. И, конечно, иметь свое отношение, не заполнять зал музыкой, но одухотворять его — говорить со слушателем на музыкальном языке внятно, профессионально, проникновенно. И это совершенно иные компетенции, а часто — особый дар.
И сегодня мы видим на сцене и обсуждаем трактовки исполнителей, их глубину, зрелость и мастерство, а техническая сторона — как бы само собой разумеется.
Сольные программы 1-го тура в этом году построены «академически»: Прелюдия и фуга из «ХТК» Баха, традиционная классическая соната, обязательная пьеса: пьеса или пьесы Чайковского и три этюда (Шопен, Лист, Рахманинов). В такой программе скрыть недостатки или дефекты удобными произведениям невозможно. Всего в первом туре выступает 36 участников, из которых только 12 выйдут во второй тур. Кто посещает зал и следит за конкурсом, конечно может отметить, какое разное исполнение и какие разные пианисты — и сформировавшиеся, как музыканты, и только начинающие свой путь к музыкальной зрелости, и яркие с необычной судьбой и биографией, и те ребята, исполнение которых можно охарактеризовать как «студенческое». И этим-то возможно и интересен этот конкурсный формат. Ну, не считая некого состязательного момента. Все волнуются, и, как заметил, один из участников — на первом месте сегодня нервы. Уметь держать себя в руках и «выдать» на конкурсе, когда в нескольких метрах находится предвзятое жюри, когда уровень конкуренции высок, и цена ошибки крайне велика — все, что ты можешь, это важно.
Очень увлекательно и интересно слушать разные трактовки любимых музыкальных произведений. Особенно — классические. Где композиторами очень тщательно прописаны динамические, темповые и иные характеристики. И как здорово, что исполнения одного и того же произведения такие разные. Исполнительские находки, динамические решения порой так интересны. Хотя, так сложилась жеребьевка, что нередко участники и произведения соседствуют.
Не хотелось бы выделять или преуменьшать чье-то мастерство, но невозможно не отметить, королевскую посадку, техничное и проникновенное исполнение Джорджа Ли. Филигранная техника и его звенящий колокольчик в «Кампанелле» Ференца Листа. Необычного Люка Дебаргю — музыкального, глубокого, чуткого французского пианиста, который начал свое обучение в 11 лет. Что по стандартам считается крайне поздно для музыканта. Ведь кто-то в 10 уже исполняет этюды Шопена и замахивается на Листа. Бесспорно интересный русско-литовский пианист Лукас Генюшас, если можно так сказать — из родового гнезда музыкантов. Лукас — внук известной советской пианистки Веры Гоноставеой, а его дедушка и родители также были музыкантами. Яркое исполнение сложной программы Дмитрий Шишкина. Его потрясающе воздушный фа-мажорный этюд Шопена, который, словно бабочка пролетел над залом и растворился в тишине. И практически безупречное исполнение сонаты Моцарта, где каждый звук светился и сиял. 23-х летний Сергей Редькин, который, несмотря на возраст показал свою глубину. Его прекрасное исполнение цикла пьес Чайковского, особенно заключительное «Приглашение на трепак». Самобытная Мария Мазо, имеющая за плечами богатый концертный опыт и неоднократно отмеченная на международных конкурсах. В общем, если вы еще не были в зале — успейте побывать — потрясающая атмосфера. Ну, или хотя бы в записи ))
Всем оставшимся участникам желаю удачного выступление и буду держать кулачки за исполнителей, которые произвели на меня впечатление… Надеюсь, во втором туре будут новые открытия и мы услышим зрелые, интересные, сильные выступления замечательных пианистов 15-го международного конкурса Чайковского!
Конечно, часто в конкурсах есть и место случаю, к тому же без секундомеров или иных точных характеристик есть доля субъективности. Но… Жюри достаточно сильное. Это музыканты самодостаточные, интернациональное. Хотя много русских, многие из них живут в других странах. Это музыканты с богатым бэкграундом, принципиальные и в каком-то смысле некоторые являются антиподами друг друг. Поэтому при всей субъективности явлений, требующих судейства, верим что результаты будут объективны, профессиональны в общей тональности конкурса. А после объявлений так называемого шорт-листа с фамилиями пианистов, прошедших во второй тур станет ясно, какими критериями руководствовались члены жюри для выявления лучшего. А может и станет ясно, какие тренды в исполнительстве нас ждут в ближайшие годы.
А если кому-то интересен краткий экскурс в историю конкурса, прекрасная составленная программа: http://www.youtube.com/watch?v=QW0ic6fkeVU
Текст: Алисия Леус