29 мая цикл «звездных» лекций на «Стрелке» открыл харизматичный итальянский архитектор Дэвид Фишер. Дэвид — автор теории «Динамическая архитектура» и создатель первого в мире «вращающегося небоскрёба». Как революционер в мире архитектуры, он в корне поменял представления о том, какими могут быть дома. Несмотря на то, что он итальянец и наследник архитектуры ренессанса, Дэвид убежден: архитектура будущего должна быть удобной и функциональной. Дэвид Фишер — итальянский архитектор, создатель «Г руппы динамической архитектуры» и «А ссоциации динамической науки», автор проекта первого в мире здания с изменяемой формой. К арьера Фишера охватила все возможные аспекты архитектуры: от преподавания до проектирования и управления строительством.
Презентация не только изобиловала красивыми картинками небоскребов, словно сошедших со страниц фантастического романа. Это был содержательный рассказ новатора, который мыслит на несколько десятилетий вперед. Он поделился своим видением архитектуры будущего. На примере своих проектов объяснил, что предварительная сборка зданий за пределами строительной площадки экономичнее и почему она вытеснит существующую технологию. Рассказал, что совсем скоро профессия архитектор станет мультидисциплинарной, а такие параметры, как безопасность, экологичность, функциональность - самыми значимыми в строительстве.
Аудитория с нетерпением ждала подробностей технологии его уникального проекта «вращающийся небоскреб». И Дэвид не разочаровал: увлеченно рассказывал про детали проекта и сразил аудиторию ярким слайдом с феррари, въезжающим в холл квартиры на 58-ой этаж.
Небоскрёб собирается по принципу конструктора, может менять свою форму и вращаться вокруг своей оси за счёт энергии, выработанной ветряными двигателями. Суть технологии в том, что у здания есть основная несущая конструкция — колонна. Или “core”, как неоднократно называл ее Дэвид. В ней расположены все основные системы и элементы, которые движутся по вертикали: лифт, конструкции доставки воды и пр. Вокруг нее, по периметру — располагаются модули с апартаментами. Их собирают отдельно и доставляют на место стройки после того, как несущая колонна уже возведена. Эти модули — жилая площадь. Именно они будут вращаться, открывая жителям не ограниченное пространство, а всю панораму.
Не менее интересен способ сборки. Все этажи собираются на специальной фабрике и потом доставляются к месту стройки. Их поднимаются вверх, друг за другом вдоль несущей колонны, начиная с верхнего этажа и заканчивая нижним. Таким образом, место стройки не закрывается на длительный срок. На территории нет кранов и другой строительной техники, нет отходов, камней и арматуры. Дом возводится очень быстро, и пространство во время стройки не является вырванным из городской среды, как происходит, например, сейчас.
Аудиторию идея динамических конструкций всколыхнула не на шутку. И Дэвида тут же забросали вопросами. Хотя, с аудиторией его разделяло лет тридцать и вопросы в основном носили поверхностный характер, Дэвид отвечал тщательно, аргументированно, обстоятельно, но при этом легко и весело, словно делился рецептом приготовления спагетти. Несмотря, на позднее время, даже шутливые и провокационные вопросы не оставил без внимания, отвечая серьезно, тонко, профессионально. Чем вызвал уважение и завоевал доверие.
Дэвид — прекрасный пример вдохновляющего лидера. Человек, который видит в студентах и любопытствующих молодых специалистах высокий потенциал, искренне интересуется тем, чем они занимаются, увлекаются, как обучаются, что их волнует и к чему они стремятся. Поэтому его лекция приобрела формат теплой профессиональной беседы с коллегами или партнерами, с которыми они делают общее большое дело. И к завершению вечера каждый, кто до этого никогда не слышал про вращающиеся небоскребы — влюбился в них и уже обдумывал, как же там будет работать это, а как то?
Один молодой человек, читавший многотомник Н.Носова про Незнайку очень внимательно, вспомнил, что у коротышек тоже был вращающийся небоскреб, только вращался он не «поэтажно», а полностью. И это очень мешало коротышкам Солнечного города потому что они путали стороны света, а иногда и время суток. Не помешает ли это людям, искренне поинтересовался архитектор.
«Мне задавали очень много вопросов в разных странах мира» — немного растерянно, с улыбкой ответил Дэвид. «Но такого — никогда!». Если бы предполагался приз за лучший вопрос, вероятно, в этом месте он ушел в руки любителя «Незнайки в Солнечном городе».
Дэвид поделился, что до начала инженерных работ в течении 6-ти лет они провели много исследований социологического и психологического характера. Так как важно было понять и смоделировать реакцию людей, которые будут проживать в таком доме. И это неудивительно, ведь основной девиз деятельности Дэвида Фишер звучит так: «Не делайте большие скульптуры. Делайте дома для людей».
«Результаты исследований еще больше вдохновили нас на создание динамических конструкций», — говорит Дэвид. «Люди не только не путают время или стороны света в таких домах. Но то, что сегодня для нас является априори ограниченным — в динамичных конструкциях открывает людям новые возможности и позитивно влияет на восприятие мира. Возможность видеть то, что находится за спиной — меняет сознание человека. Мы по-другому начинаем мыслить, оценивать окружающий мир. У нас новые параметры появляются. Это иная ориентация в пространстве и это создает новые нейронные связи. По сути появляются не шаблонные, новые методы мышления. Поверьте, это очень полезно для человека. Мы были потрясены полученными результатами!»
Ответ, полученный на вопрос, связанный с наследованием недвижимости, оказался еще более интересным.
Вопрос от микрофона: Недвижимость ассоциируется у нас с тем, что она стоит на месте. С точки зрения вложения инвестиций, она привлекательна тем, что недвижима, и этот капитал можно передать по наследству. А когда недвижимость начинает двигаться, теряется сама ее суть, Вы так не считаете?
Дэвид Фишер: Дело в том, что дома, которые строятся сегодня, дома из бетона, имеют очень короткий срок жизни. 50 лет. Максимум — 100 лет. Вы знаете, этот вопрос тоже очень меня волновал. У меня две дочери. У меня есть очень хороший дом, вилла, точнее сказать. Красивая. К сожалению, я вынужден принимать во внимание этот факт. Несмотря на то, что она находится в очень хорошем месте в Италии, и это престижный район, где земля там всегда будет дорого стоить. Но вот сам дом… Я с болью в душе понимаю, что спустя какое-то время там придется строить новый дом… А что же касается динамичных конструкций. Во-первых, они более долговечные. Во-вторых, когда такими строениями будет наполнена вся планета, вы сможете совершенно просто перевезти свою квартиру-модуль в другую страну. Ну, или ваши внуки легко смогут это сделать. Просто взять и переставить модуль из одного дома в другой. Это очень удобно.
Как выяснилось, самая большая проблема при работе над проектом была связана с подачей воды и канализацией. Инженеры бились над ней очень долго. И предложили решение, которое не очень нравилось Дэвиду. Оно состояло в том, что под потолком каждого этажа размещались резервуары с водой. А в определенные моменты движения они наполнялись или наоборот.
Дэвид Фишер: Мне не нравилась идея, что ты покупаешь квартиру, платишь серьезную сумму, а у тебя над головой находится резервуар с водой и, простите, с отходами. К счастью, когда я рассказал инженерам одной известной компании про гибкие трубы, которые может быть могли бы растягиваться и сокращаться, они очень обрадовались. И сказали: «Мы же именно эту технологию используем сейчас при дозаправке самолета в воздухе. Только там мы делаем это на высоте, в ограниченное время и с взрывоопасным горючим. С водой в доме все будет гораздо проще!» Так появилась технология, которая все устроила.
Волновал собравшихся и вопрос цены. Дэвид считает, что благодаря технологии отдельной сборки — она будет не просто конкурентноспособна, но даже ниже существующих на рынке недвижимости цен. Стоимость квадратного метра полностью готового жилья с оборудованием в Америке будет стоить — 4500$. В России — 3500-4000$.
Под конец, Дэвид совсем разоткровенничался и поделился видением городов будущего: «Города будущего — это зеленые города без машин. Только представьте — все находится над землей или под землей. И потому сама земля — в зелени. Это очень-очень красиво. Чем выше дома, тем больше зелени!».
К летнему сезону «Стрелка» подготовилась как следует. На выбор аудитории 8 форматов: лекции, дискуссии, воркшопы, выставки, кинопоказы, маркеты и вечеринки. Осталось выбрать то, что вам по душе или… попробовать на вкус и цвет всё. В числе «звездных» лекторов — медиахудожники Мигель Шевалье и Марк Ли, архитекторы Вольф Прикс и Хани Рашид, демограф-экономист Николас Эберштадт и другие. Выдающиеся новаторы поделятся исследованиями и разработками в сфере дизайна, арта, технологий, «нарисуют» облик архитектуры будущего и, конечно, ответят на ваши вопросы. В завершении остается сказать: посещайте больше встреч с интересными людьми, новаторами и лидерами мнений. Получайте новые впечатления, идеи и новый опыт. Впереди посетителей «Стрелки» ждет:- Визит демографа и экономиста Николаса Эберштадта: он расскажет, какими мы будем в 2035 году.
- Ретроспектива футуристического кино с именитым российским кинокритиком Михаилом Ратгаузом.
- Студенческая выставка «Большое будущее».
С полной программой лекций, дискуссий и воркшопов можно ознакомиться на официальном сайте «Стрелки».
Материал подготовила Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга.