19 мая в Мультимедиа Арт Музее состоялось открытие выставки выдающегося венгерского фотографа, классика фоторепортажа, основателя легендарного фотоагентства «Magnum» — Роберта Капы. «Он умел снимать и движение, и радость, и горе. Его фотоаппарат мог улавливать мысль. Он запечатлел мир» — говорил о фотографе его современник, друг и партнер Джон Стейнбек. Выставка «Ретроспектива. Роберт Капа» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России. В экспозицию вошли 120 из 985 его работ, приобретенных Венгерским Национальным музеем у Международного фотографического центра Нью-Йорка. На выставке представлены военные фотографии, фотографии послевоенного периода, фотопортреты знаменитых современников Капы — П. Пикассо, А. Матисса, И. Бергман и уникальные фотографии, сделанные во время поездки в Советский Союз.
За годы своей короткой жизни Роберт Капа сделал около 70 тысяч фотографий. И даже в день своей смерти не расставался с камерой. Фотографию, сделанную им в день смерти, также можно увидеть на выставке. Напомним, за свою жизнь Роберт Капа побывал в самых горячих точках, и в 1954 году в Индокитае подорвался на мине. В память о мастерстве и храбрости фотографа учреждена награда для фоторепортеров «Золотая медаль Роберта Капы».
Капа был выдающимся военным фотографом, но на его военных снимках вы увидите так много человечности. «Люди вместо убийств на войне — лучше», - говорил Роберт Капа. И девизом его репортажей были люди. На выставке вы увидите кадры, которые красноречивее слов говорят: война — это люди.
Вот медицинские сестры между перестрелками вяжут, сидя на подножке кареты скорой помощи. Вот женщина в форме с винтовкой увлеченно читает гламурный журнал. Две сиротки общаются с солдатом военного подразделения, которое взяло их под опеку. Они потеряли семью, но выражение их лиц говорит: жизнь продолжается! А вот полуголодные китайские мальчишки доедают рис палочками и смеются своими беззубыми ртами. Так заразительно, словно вокруг нет войны. Все эти люди в неспокойное тяжелое время остались людьми — они общаются, любят, улыбаются и ценят каждый момент. Возможно потому что следующего — просто может не быть…
Во время Второй мировой Капа был корреспондентом журнала LIFE. А в 1944 году — единственным фотожурналистом, осветившим высадку союзнического десанта в Нормандии. В лондонской редакции LIFE по оплошности лаборанта пленки были испорчены. Удалось спасти всего восемь кадров. Они были опубликованы в крупнейших мировых изданиях, и сегодня являются классикой фоторепортажа.
Кроме таланта фотографа у Капы был еще один дар — писать. В своей книге «Скрытая перспектива» он описывает случай, который произошел на самой заре его карьеры. «Случилось это в Испании, в Андалусии в самом начале гражданской войны. Война эта казалась им романтичной. Нет, мне этого не понять. Ребята эти были очень неопытны. Они, конечно, не были солдатами. Они умирали каждую минуту — и умирали величественно. Они считали, что сражаются за свободу, и их переполняло воодушевление. Я сидел в окопе с 20 бойцами милиции. У этих 20-ти было 20 старых винтовок. А по ту сторону был франкистский пулемет. Мои бойцы минут 5 стреляли в сторону того пулемета. А потом закричали «Vamonos!/Пошли!», выскочили из окопа и ринулись в сторону пулемета. А тот, конечно, их косил. Те, что остались живы, вернулись и снова начали стрелять. Пулеметчикам хватило ума не отвечать. Настрелявшись, они снова ринулись в атаку. Так повторялось раза три или четыре. И на четвертый раз я просто поднял аппарат над головой и делал снимки, когда они вылезли из окопа. Вот и все. Снимки эти я даже не проверял. Просто отослал их раньше других. В Испании я пробыл три месяца. А когда вернулся, был уже очень знаменитым фотографом. Потому что аппарат, который я держал над головой, снял человека в тот самый момент, когда его застрелили».
Но знаменитым, конечно, Капа стал не сразу. Более того, до 1936 такого человека вовсе не существовало. Роберт Капа или просто Боб Капа, появился… «по глупости». Попав в родной Венгрии в переделку на фоне ярко-выраженной политической активности, будущий фотограф чуть было не угодил за решетку. В то время родители его держали модное ателье. И мать, которая много шила для жены директора полиции, смогла отстоять будущее сына. Он бежал в Германию. Но в начале 1930-х молодому человеку, носившему фамилию Фридман, было сложно не только получать заказы - его еврейское происхождение ставило под угрозу само его существование. Он бежал в Вену, затем в Будапешт, а после во Францию. И, мечтая о славе фотографа, в один прекрасный день превратился в Роберта Капу.
«Это было давно, в Париже. Я был молод, глуп, как сейчас, только моложе. С моей фамилией мне больше не давали заказов. Вот я и решил, что пора бы мне стать великим фотографом. И мне срочно понадобилось новое имя».В то время, в Америке большой популярностью пользовались французы, а во Франции, соответственно — американцы. Как вы понимаете, информация через океан поступала не очень быстро, и многие этим пользовались. «Роберт звучало очень по-американски. И фамилия Капа, как мне тогда казалось, тоже была похожа на американскую. Произнести ее было легко. А потом я придумал легенду, будто Боб Капа знаменитый американский фотограф, который приехал в Европу. Во Франции много чего происходило и я везде пробирался со своей маленькой «Лейкой», делал снимки, подписывал их Боб Капа — и они продавались в два раза дороже», — спустя много поделился Роберт Капа в своем интервью.
Добившись признания во Франции, Капа уехал в США. Там он был представлен как богатый и знаменитый французский фотожурналист. Обман, конечно, раскрылся. Но это было неважно: в мире уже знали и любили фотографа Роберта Капу. Вот и на выставке его фотографии вызвали бурю эмоций и множество теплых откликов.
-Мне очень понравилась военная серия. Есть одно фото, где семьи испанцев покидают свои дома. Туман. В этом есть такая пронзительная тоска. Он делает акцент на угасающую мирную жизнь, а не на войну и ужас. И именно это производит впечатление.
Ирина, сотрудник музея МААМ
-Фотография — это нюансы. Которые видно. Вот, например, фото «Сицилийский городок через два дня после освобождения». Чистые улочки, семья нарядная идет. Никаких разрушений. Или другие фотографии Капы, сделанные им в Европе после освобождения. Белые фартучки, люди довольные. И наши — несчастные, изможденные, худые, все в развалинах после бомбежек. Это как раз о роли союзников к дебатам, которые сегодня остро разворачиваются: чего вы носитесь со своей победой? Вот мы и смотрим: какие наши, а какие они. Нам-то факты многие о войне известны, наши отцы воевали. А те, кто о войне ничего не знают и задают кощунственные вопросы — пусть смотрят, как это было. Снято талантливо! Люди, эмоции, детали, которые увидел фотограф. Нам очень понравилось.
Наталья, постоянная посетительница музей МАММ и ее тезка-подруга Наталья.
- Фотографии — это не трактовка событий, а их отражение. Они показывают, как было на самом деле. И это потрясает! На меня военные фотографии произвели неизгладимое впечатление. Портреты Пикассо и Матисса, меньше тронули.
Дмитрий, посетитель выставки.
Проходит всего несколько лет — и у Капы новый цикл фотографий. Танцующая пара веселится на маскараде в Австрии. Парижское Café du Trocadéro заполнено людьми. В Довиле зрители любуются скачками. Его послевоенные работы полны задора. В каждом кадре — неукротимая жажда эмоций, словно люди вдохнули жизнь полной грудью. И Капа с интересом снимает их повседневную мирную жизнь и жизнь своих друзей – Эрнеста Хемингуэя, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Ингрид Бергман и других.
Отдельным блоком выделены фотографии, сделанные Капой во время поездки в СССР. Это 1947 год. Вместе со своим близким другом писателем Джоном Стейнбеком они отправляются в Советский Союз, чтобы увидеть, как живут русские люди. Результатом их путешествия стала книга «Русский дневник».
«Ежедневно в газетах появляются тысячи слов о России. О чем думает Сталин, что планирует русский генштаб, где дислоцированы русские войска, как идут эксперименты с атомной бомбой. И все это пишут люди, который в России ни разу не были, а их источники информации далеко не безупречны. И нам вдруг пришло в голову, что есть в России много такого, о чем вообще не пишут. И именно это интересовало нас больше всего. Что там люди носят? Что у них на ужин? О чем они говорят? Танцуют, поют, играют ли они? Ходят ли их дети в школу?» «Русский дневник»Несмотря на то, что Роберт Капа жил не в самое простое время и имел сложности со своим еврейским происхождением, побывал на самых горячих военных точках и в сотне передряг, жил под чужим именем и дружил с выдающимися людьми той эпохи, видел много смертей, но он был человеком широкой души, с открытым сердцем и неукротимым жизнелюбием, находчивым, храбрым, талантливым, по уши увлеченным творчеством и обладающим потрясающим чувством юмора! И его книга «Скрытая перспектива» будет полезна не только фотографам.
«Моя квартирка была на верхнем этаже небольшого трехэтажного здания да Девятой стрит, с огромным окном во весь потолок и большущей кроватью в углу. На полу стоял телефон. Больше в ней не было ничего, даже часов. Я проснулся от света, бившего в окна, понятия не имея, который час, и не особо этим вопросом интересуясь. В кошельке затерялась монетка в 5 центов, и это были все мои средства. Я не собирался ничего предпринимать: ждал, когда зазвонит телефон и мне предложат поесть, поработать или хотя бы взять денег в долг. Телефон, однако, молчал. Зато не молчал желудок. Стало ясно, что попытками уснуть его больше не обманешь.
Я повернулся на бок и увидел, что хозяйка квартиры подсунула под дверь три письма. Вот уже несколько недель мне регулярно приходили всего два послания: счет за электричество и счет за телефон. Мистическое третье письмо все-таки заставило меня вылезти из постели.
Итак, первое письмо, ясное дело, от «Consolidated Edison» — про свет. Во втором письме, отправителем которого было Министерство юстиции, мне сообщалось, что я, Роберт Капа, бывший венгр, а теперь не пойми кто, отныне считаюсь потенциально враждебным иностранцем, а потому должен сдать свою фототехнику, бинокли и огнестрельное оружие, а на все поездки дальше, чем на 10 миль от Нью-Йорка обязан просить специальное разрешение. Третье письмо было от редактора журнала «Collier». Он писал, что после двух месяцев изучения альбома с моими фотографиями редакция внезапно пришла к выводу, что я — великий военный фотограф, что они будут очень рады, если я выполню их спец. задание, что для меня куплен билет на корабль, отправляющийся в Англию через двое суток, и что к письму прилагается чек на 1500 долларов аванса.
Интересная ситуация. Если бы у меня была пишущая машинка и твердый характер, я был бы вынужден ответить на это письмо в том духе, что я вообще-то враждебный иностранец, который не имеет права не то, что в Англию — в Нью-Джерси поехать, и что единственное место, куда я могу взять свою фотокамеру, — это отдел собственности враждебных иностранцев в здании городского совета.
Но пишущей машинки не было, а пятачок в кошельке был. Его можно подкинуть и узнать свою судьбу. Орел — всеми правдами и неправдами выбираюсь в Англию. Решка — высылаю чек обратно и объясняю свое положение. Я подкинул монетку. Решка!»
Выставка Роберт Капа «Скрытая перспектива» продлится до 19 июля. Часы работы музея: 12:00 — 21:00, кроме понедельника. Адрес: ул. Остоженка, д. 16, Контактный тел. +7 (495) 637-1100 http://www.mamm-mdf.ru/Текст: Алисия Леус, эксперт в сфере коммуникаций и событийного брендинга