Библионочь в Библиотеке Волошина посвятили Японии. Что вполне логично для тех, кто знаком с творчеством этого русского поэта и художника. Максимилиан Волошин мечтал попасть в Японию и даже учил японский язык, но отправился во Францию, где среди художников в то время царил культ поклонения перед японским искусством. Именно в Париже Волошин стал «японистом», видевшим японские мотивы даже в крымских пейзажах. Одной из своих акварелей Максимилиан Волошин дал стихотворное название:
Волокнистых облак пряжи
И холмов крылатых взмах,
Как японские пейзажи
На шелках.
Библиотекари «Волошинки» попытались на один долгий вечер «Библионочи» воссоздать в библиотеке дух Японии. Для японца важнее не обладание предметом, а любование им. Любование – это особый духовный ритуал. Японец может любоваться природой, красотой предметов и, конечно, человеком. Любование мечом – это не просто рассматривание, а особый ритуал. О том как создать японский мяч катана и как правильно любоваться им рассказали оружейник в 25-ом поколении Фудзивара Канэфуса и его сын-кузнец. С древних времён и до наших дней ковка меча считалась священнодействием, сопровождаемым особыми обрядами. Перед началом работы над клинком мастер проходил обряд очищения души и тела, молился перед домашним алтарем. Затем мастер совершал ритуальное омовение, облачался в белоснежные одежды, надевал шапочку, чтобы ни один волос не упал с головы — на рабочем месте должна была соблюдаться идеальная чистота.
Об искусстве калиграфии, чаепития и эротического стихосложения посетителям библионочи рассказывали уже не японцы, а наши, российские ценители японского искусства. Но истинно японскую атмосферу библионочи в «Волошинке» это не исказило. Мгновения японской ночи зафиксировал фотограф-японист Александр Либков.