Многие готовы отказаться от «химии» в пользу «природной» косметики. Но тут же возникает вопрос: где же найти безопасные натуральные средства, чтобы при этом не разочароваться в качестве продукции и не переплачивать за приставку «эко» к обычному продукту? На эти вопросы ответит Мария Голобородько, Генеральный директор фирмы «EcoYou», предлагающей безопасную косметику и другие экологические средства, товары для дома и продукты в собственных магазинах на Малой Дмитровке и на Тимирязевской.
- Мария, как вы решили заниматься натуральной косметикой и экологической продукцией?
- Магазин «ЭкоЮ» это наш второй совместный проект. До этого экологического проекта мы уже раскрутили магазин медицинской техники для диабетиков, поэтому у нас был стартовый капитал и бесценный опыт розничной торговли. Начинать можно было сразу с готовыми адресами и сотрудниками, вложиться нужно было в самую ценную часть розничного бизнеса – веб-сайт. И ещё мы сразу решили выпустить пластиковые карточки постоянного покупателя.
- Что вы считали своим конкурентным преимуществом, выходя на уже сложившийся рынок натуральных продуктов?
- Время, которое конкуренты провели на рынке. Наработанная клиентская база. Постоянство отношений с поставщиками и объемы закупок. Многие магазины сейчас обращаются уже к нам для того, чтобы сформировать большую закупку вместе, получив от того или иного поставщика дополнительную скидку.
- Как развивался ваш бизнес — от задумки до нынешнего состояния?
- К сожалению, от момента возникновения романтического желания открыть бизнес для души до воплощения его в жизнь прошло несколько лет и рынок к моменту открытия сайта просто переполнился магазинами с приставками эко-, органикс-, био-. Это выбило нас из колеи, так как продвигаться через Яндекс.Маркет стало невозможно. Искали и пробовали разные пути, это подогревало интерес к этому направлению, пробовали разные марки, разные акции и разные ценовые подходы. Своим конкурентным преимуществом мы выбрали моё образование и врождённую любовь к косметике. По специальности я провизор. В производственных аптеках я безумно любила делать крема и мази для косметического ухода, пробовать разные рецептуры и консистенции. Потом вся эта косметика раздаривалась родственницам и друзьям в аскетичных аптечных флаконах и штангласах. Рассказывать и писать о натуральных и экологических продуктах мне интересно. К тому же люди, с которыми приходится общаться при этом, далеко не случайные. Эти люди крайне редко совершают спонтанные покупки, как правило, они встают на «эко-путь» осознанно, поэтому общение происходит гармоничное без навязывания со стороны продавца или консультанта. Регулярным продажам предшествовало продвижение наших продуктов в социальных сетях. Зато спустя год бесконечных консультаций в социальной сети, мы получили постоянных благодарных покупательниц :) Мы всегда всем дарим подарки с каждой покупкой и очень хочется верить, что покупательницы это ценят, учитывая, что цены у нас низкие как у дискаунтеров и мы постоянно предлагаем товары по специальной цене.
- Как вы отбираете товары для своих магазинов?
- Мы решили, что быть прозрачными для покупателей, легче и правильнее. Покупатели, которые еще возможно не до конца разбираются в эко и био средствах могут покупать всё не читая состава и получать не совсем био, как это сделано в большинстве интернет-магазинах. Низкая цена или яркая упаковка привлекают, но очень трудно отвечать прямо на вопросы касательно данных производителей и ощущение обмана не покидает тебя. Мы оставили только лидеров био и эко рынка, это оказались преимущественно марки немецкого производства. А с некоторыми продуктами отечественных производителей и популярных итальянских брендов мы вынуждены были расстаться. Сейчас мы готовы к очередному расширению ассортимента, рассматриваем и изучаем несколько предложений.
- Что вообще можно считать «натуральной косметикой»? Каковы особенности европейского и российского подхода к натуральности?
- Европейский и российский подходы различаются в том, что у европейцев стандартизованы понятия БИО, ЭКО и ОРГАНИКС, т.е. разработана нормативная документация и выполнения этих требований контролируется специальными организациями и лабораториями. От момента получения сырья до производства, всё должно быть этично и дружелюбно к природе. В России такого понятия пока не существует, так же как откровенным обманом, я считаю продуктовые БИО магазины. Российские производители часто пишут на упаковках, что в составе присутствуют органические компоненты растительного происхождения, но 70% компонентов минимум будут как у фабрики «Свобода». В России давно не существует даже фарм производства и только сейчас об этом говорят в новостях, что было бы здорово начинать производить лекарственные субстанции. Наверно появятся био товары и у нас, но только после того, как появится фарм производство и будет четко сформулировано понятие БИО. В Америке и Японии много эко-био товаров, но их стандарты очень далеки от безупречных европейских. Поэтому, если вы еще не очень ориентируетесь в составе, но хотите приобрести настоящий био продукт да ещё в биоразлагаемой упаковке, то смотрите страну производителя. Англия, Новая Зеландия и Германия — лидеры эко производства.
- Многие полагают, что «натуральность» и «эффективность» не всегда «дружат», то есть синтетические, химические ингредиенты эффективнее. Так ли это?
- Было бы просто невозможно раскрутить продажу товара, который не отвечает заявленным на этикетке качествам. Согласитесь, что это даже глупо, открывать такой бизнес. До открытия магазина «ЭкоЮ» мы все уже сами уверенно перешли на эко-средства. Эко-промышленность развивается не первое десятилетие на Западе и на сегодняшний день можно уверенно заявить, что слабых мест у натуральной продукции всего три и все они только в области косметики, а не бытовых средств. Лаки для ногтей, из-за входящих в состав летучих веществ, не дотягивают до требований органических продуктов; обычные дезодоранты сильно угнетают потовые железы и, по-настоящему, работают, а вот это экологичные дезодоранты для сильно потливых людей не подойдут, так как работают пока только несколько часов; а «водойстойкая» тушь осыпается после первого же заплыва.
- С каким капиталом вы начали своё дело, когда вышли на самоокупаемость, как развивались по ассортименту товаров, числу партнеров и поставщиков, когда открыли второй магазин. Какие планы на следующий год?
- Начинали всего с одной торговой марки, вложения в товарные запасы которой составляли от 40 до 60 тысяч рублей. Разработка сайта обошлась в 150 тысяч рублей и кучу нервов. Достаточно много времени ушло на составление уникальных описаний к товарным позициям и занесению их всех на сайт. Кроме того, чуть позже завели еще несколько марок отечественной продукции, которой реально на складе не было, но можно было покупать ее под конкретный заказ. В общей сложности, на нашем сайте было опубликовано около трех тысяч разных наименований. Сейчас это количество меняется — «плавает», в том числе с учетом мнения покупателей. Постепенно покупатели стали публиковать свои отзывы по продукции у нас на сайте, обсуждать ассортимент. Основных поставщиков сейчас около десяти, а реальных партнеров, на которых можно положиться, и того меньше. В следующем году мы планируем, возможно, открыть еще один – третий — магазин, а также увеличить эффективность работы существующих. За три года вышли примерно в ноль и стали чуть-чуть зарабатывать. Очень важный фактор — заинтересованность сотрудников «первого стола» в продвижении и продажах. Всех продавцов нужно качественно обучать и на это требуется огромное количество времени и сил.