Режиссёр Роман Виктюк представил свой новый спектакль «В начале и в конце времен» на сцене Театра имени Моссовета. Анонсы сообщают о том, что премьерный спектакль посвящён Чернобыльской катастрофе. Но это справедливо лишь отчасти, поскольку сложно представить, чтобы такой непредсказуемый, эпатажный и скандальный режиссёр как Виктюк взялся бы за сугубо «гринписовскую» тему загрязнения радиацией окружающей среды в 30-километровой зоне вокруг атомной станции. Ведь после случившейся 26 апреля 1986 года аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС было ещё нескольку аварий, включая трагическую катастрофу в Японии. И там есть зона отчуждения со своими проблемами. Скорее всего, режиссёр поставил написанную львовским драматургом в 2013 году пьесу «В начале и в конце времен», чтобы попытаться осмыслить нынешнюю ситуацию на Украине. Драматург Павел Алексеев, взявший псевдоним Павло Арие, рассказывает историю украинской семьи, выживающей в зоне чернобыльской катастрофы, но полагающей, что «никакой радиации нет, а все придумано только для того, чтобы выселить людей из зоны отчуждения». Тем не менее радиация (или какая-то иная зловещая сила) преображает всех. Как главных действующих лиц — 86-летнюю бабу Фросю, её дочь Славу и внука-инвалида Вову – так и второстепенных персонажей, многие из которых даже не появляются на сцене. Среди них говорящие сомы и таинственные русалки, бывшие послеперестроечные украинские бандиты, ставшие ныне официальной государственной властью, искатели экстремальных приключений, заблудившиеся в местных лесах фашистские оккупанты и нынешние полицаи, прислуживающие украинским олигархам, стремящимся освободить от людей нужные им для развития собственного бизнеса территории — «зону отчуждения». В зоне отчуждения время кружится по кругу, кусая себя за хвост. И это уже не безобидный сказочный сюжет, а зловещая фантасмагория. То на сцене чернобыльский участковый показательно отплясывают гопак в черной футболке и шароварах с сине-красными штанинами. Типа ополченцы ДНР заняли бывший АтомГрад под Киевом? То прямо под заброшенным радиоактивным хутором вступившие в сговор с земными властителями инопланетяне прокладывают секретное метро до Киева, по которому отправляются на захват власти в столице Украины. Любая оккупация враждебными силами приводит к появлению среди местного населения коллаборационистов, полицаев, карателей, а с другой стороны – сопротивляющихся им патриотов и партизан. Одни несут беззаконие и безнаказанность, а другие — пытаются восстановить справедливость или хотя бы наказать преступивших черту. Надо ли говорить, что нынешние чернобыльские партизаны-мстители опираются на опыт борьбы с фашистскими оккупантами Украины. Ведь Баба Фрося оказывается мужчиной (такие гендерные перевертыши типичны для Театра Виктюка), а по сюжету ещё и орденоносной партизанкой, уничтожившей дюжину фашистских оккупантов. И кто с мечом придёт, тот от меча и погибнет. Причём погибнет бесследно, утонув в местных топких болотах. Ибо нет трупа (оккупанта, коллаборациониста, карателя, продажного участкового, любителя безнаказанно поохотиться на людей) – нет и проблемы… Кстати, этим приёмом пытался воспользоваться ещё главный герой гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — сложить всю нечисть в мешок, чтобы утопить всех в проруби. А поможет ли эта тактика в «зоне отчуждения» на сегодняшней Украине?