«Театр Луны» впервые поставил на своей сцене пьесу советского классика Александра Володина. Надо сказать, что в советские времена его «Ящерицу» охотно ставили театры юного зрителя как историю из жизни первобытно-общинного племени. Но художественный руководитель театра Сергей Проханов и режиссер-постановщик Елена Оленина прочли её несколько иначе – как постапокалиптическое фэнтези с ярко выраженным пацифистским звучанием.
Постановка «тюзовской» сказки сначала настраивает недоверчивого зрителя на скептический лад. Мол, решили показать мне патриотическую агитку о засланной в тыл врага патриотке. Знаем-знаем: враги партизанку поймали и стали жестоко пытать, но девичьи губы упрямо шептали, не выдам же трам-тара-рам! Потом, возникает другая скептическая догадка. Мол, сейчас мне покажут перефраз популярной когда-то итальянской комедии «Синьор Робинзон», где полуголый мужик бегает за туземкой, на которую приятно смотреть, и уговаривает её совместно сделать «динь-динь».
Но классик есть классик. И автор потрясающих пьес и фильмов («Моя старшая сестра», «Пять вечеров», «Звонят, откройте дверь», «С любимыми не расставайтесь», «Осенний марафон») незаметно ведёт зрителя по классическому пути: пробуждение интереса к своим героям, симпатия, эмпатия, сопереживание. И, наконец, кульминация в духе шекспировской драмы «Ромео и Джульетта» — «все умерли!» Первобытные Ромео и Джульетта из двух враждующих племён погибают за секунду до признания друг другу в вечной взаимной любви.
Надо сказать, что «Театр Луны» обошёлся с пьесой драматурга весьма бережно. Да, они перенесли героев на много веков вперёд: теперь они живут первобытной жизнью после апокалипсиса, разрушившего человеческую цивилизацию. Они, например, пытаются слушать граммофонные пластинки с помощью бумажного кулечка вместо утерянного граммофона. Телевизионная и радиоаппаратура для нагнетания ненависти и военного психоза тоже давно утеряна и первобытный разжигатель войны (Человек боя в исполнении Захара Ронжина) прямо на наших глазах сочиняет поджигательскую сказку-провокацию, чтобы повести одно племя войной на другое. Приметы последней «большой войны», приведшей к апокалипсису, не навязываются, но зритель, знакомый с нынешней международной ситуацией, может угадать в пробитом снарядом крыле намёк на провокацию со сбитым пассажирским «Боингом». А изоляционная лента на лицах и телах одного из племён невольно напоминает приём нынешних военных преступников: как ещё отличить своих от чужих в братоубийственной войне? Да, все эти осторожные намёки на нынешнюю «военно-политическую обстановку в мире» превращают «Ящерицу» в пьесу-предостережение, придают ей звучание пацифистского манифеста. Но прежде всего «Ящерица» — это история любви, рассказанная очень легко, на понятном и взрослому, и юному зрителю языке.
Для меня показательным стало почти детское оживление взрослых зрителей при раздаче бюллетеней для участия в присуждении внутритеатральной премии «Ромашка». Это далеко не первая премьера в «Театре Луны», на которой я присутствую, но я первый раз видел такой азарт, желание отдать свой голос «за своих». Особенно тронула в фойе пара – мама с глухонемой девочкой лет двенадцати. Девочка жестами показывает ей: «мужчина, который поймал девушку». Мама находит ей строчку в списке исполнителей: «Похититель – Артур Походня». И девочка переписывает его имя в графу «Лучшая мужская роль». Потом в графу «Лучшая женская роль» вписывает исполнительницу Ящерицы — Анастасия Малкова.
И эта сцена с юной зрительницей, которая так глубоко прониклась судьбой героев пьесы, даже получая далеко не всю информацию о происходящем на сцене, подтолкнула меня к неожиданному (может быть даже и для самих постановщиков) выводу: у «Театра Луны» получился замечательный спектакль не только для взрослых, но и для семейного просмотра. Таких спектаклей для родителей – не с дошкольниками, а со взрослыми детьми – в сегодняшнем московском репертуаре очень мало. И тем более ценен успех «Луны» в постановке «Ящерицы».