18 и 26 сентября «Театр Луны» под руководством народного артиста России Сергея Проханова представляет премьеру спектакля «Ящерица» по пьесе Александра Володина. «Театр Луны» впервые ставит на своей сцене классика советской драматургии Александра Володина, известного нам по таким пьесам и сценариям, как «Моя старшая сестра», «Пять вечеров», «Звонят, откройте дверь», «С любимыми не расставайтесь», «Осенний марафон». Все эти произведения вошли в золотой фонд советского театра и кино, но почему вдруг театр Сергея Проханова взялся за не самую известную володинскую «Ящерицу»? Возможно, что инициатором стала режиссер-постановщик спектакля заслуженная артистка России Елена Оленина, «прикипевшая» к пьесе ещё в пору актёрской юности, когда играла в массовке спектакля, впервые поставленного в 1981 году в Театре им. Владимира Маяковского Андреем Гончаровым.
«Поступив на службу в Театр Маяковского, я сначала играла в массовке, была Скорпионкой в «Ящерице», — рассказывает Елена Оленина. — Затем мне предложили главную роль в этом спектакле, но по некоторым обстоятельствам я вынуждена была отказаться от нее и уйти из театра. Поскольку я играла в этой постановке, где не было ни единого отступления от текста Володина, я знаю о ней всё. Это был спектакль о прошлом, о первобытных людях, а мне эта пьеса всегда виделась как предостережение о грядущей катастрофе, о будущем».
Очевидно, что взгляды на новое прочтение советской классики у худрука «Театра Луны» и режиссёра совпали – пьеса превратилась в современное постапокалиптическое фэнтези, сохранив пронзительный психологизм человеческой драмы, присущий всем произведениям классического драматурга Володина. При этом последние события на Украине неизбежно придают пьесе советского драматурга злободневное пацифистское, антивоенное звучание. Главная героиня спектакля Ящерица становится послом мира в нашем будущем, больше похожем на прошлое. В этом будущем-прошлом выжившие после апокалипсиса превратили ненависть к своему прошлому и к своим уцелевшим собратьям в вид религии. И при таком раскладе после гибели человеческой цивилизации самих людей ждёт только повторное, окончательное истребление.
«В моей сценической версии «Ящерица» — это спектакль о нашем возможном будущем, — рассказывает Елена Оленина. — Основной посыл — если мы не будем беречь наше прошлое, не будем помнить о нем, то мы никогда не сможем построить наше будущее. В этой версии я сделала также акцент на теме любви. Мы живем в очень агрессивном мире, и, в то же время, мечтаем о любви и гармонии. Как говорил Гарсиа Лорка: «Если нет места для любви, то это место занимает смерть». И нам нужно ни в коем случае не допустить этого».
Пока сложно сказать будет ли спектакль Елены Олениной, постановщицы новой интерпретации пьесы, жить столь же долго и успешно, как многие другие спектакли театра. Критики, а главное зрители ещё скажут своё слово, проголосуют за спектакль «рублём и ромашкой». Ведь в «Театре Луны» сложилась традиция подводить итоги премьерных спектаклей довольно своеобразно: зритель, купивший билет, голосует после просмотра спектакля, а уже по результатам голосования в начале следующего сезона премьерному спектаклю вручается «памятная ромашка». В этом плане интересно замечание исполнителя роли отца Ящерицы Владимира Тягичева, получившего «ромашку» за роль в премьере прошлого сезона – спектакле «Антракт» режиссёра Натальи Когут. «Премьера спектакля всегда, как рождение ребенка! – отмечает Владимир Тягичев. — Никогда не знаешь, что из него в результате вырастет, но все равно любишь его и желаешь ему только добра. Но первые показы прошли, что называется, на ура»!
А вот что говорит о «Ящерице» фотограф портала «Вести Москвы» Александр Либков, снимавший спектакли «Театра Луны» в прошлом сезоне: «Ящерица» — спектакль яркий, запоминающийся. Он исполнен в модной сегодня эстетике пост-апокалиптического зрелищного кино. Особым изюмом и изысканным украшением является игра центральных актёров — Анастасии Малковой и Артура Походни. Этих актёров я видел раньше лишь во второстепенных ролях. Как фотограф могу сказать, что часто именно актёры второго плана делают «картинку» спектакля. Теперь, в «Ящерице», талант Анастасии и Артура раскрылся для меня если не новыми гранями, то уж в полную силу — однозначно. Для фотографа в любом спектакле визуальный ряд важнее философских посылов, поэтому не могу не похвалить «картинку спектакля» в фирменном стиле фантастического реализма «Театра Луны», которую мастерски сделали главный художник театра Константин Розанов и художница по костюмам Юлия Киреева».