Сегодня «Театр Луны» закрывает свой 21-й сезон и уезжает на гастроли. Чтобы подсластить пилюлю для зрителя театр закрывается «на весёлой ноте»: играют комедийный спектакль «Жена на бис» в постановке Павла Урсула. Смех смехом, но комедия не отменяет серьезной необходимости подвести итоги сезона.
Художественный руководитель театра Сергей Борисович Проханов «закрывается» с чувством удовлетворения: «Для нас уходящий сезон стал знаковым, так как мы отметили 20 лет с момента присвоения «Луне» статуса государственного театра, а также выпустили спектакль о жизни гениального Дали, который, судя по аншлагам, уже стал визитной карточкой театра и дал ему вторую жизнь».Попробую и я рассказать, чем лично для меня стал уходящий сезон «Театра Луны». Мне повезло, я приобщился к закулисью «Театра Луны» ещё до начала этого сезона и видел все основные этапы рождения главного события сезона – премьерного спектакля «Дали и испанская королева из Казани». От рабочих репетиций до эпатажной прогулки самого Дали с женой и любовницей по Москве. Именно так театр «пиарил» предстоящую премьеру. И, конечно же, я посмотрел «родительский прогон» и был на самой премьере. Исполняющий роль «главного Дали» народный артист России Евгений Герчаков здесь просто великолепен. Причём как всегда великолепен – и на сцене (впервые я увидел его в мюзикле «Губы» по «Камере обскуре», где ещё до «Лолиты» Набоков описывал историю порочной любви зрелого человека к молоденькой нимфетке), и в кино. «Киношный» Герчаков для меня начинается с винтажного фильма «Вино из одуванчиков» — великолепный состав актёров и редкий пример «операторского кино», где оператор Александр Носовский ставит каждый кадр как шедевр. И Герчаков вписывается в операторскую «картинку» как влитой. В этом же театральном сезоне вышел «эпохальный» — и по значению, и по времени, затраченному на создание, – фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» с Герчаковым в числе других замечательных актёров.
А вот Людмила Светлова и Елена Лазурина стали для меня на премьере настоящим актёрским открытием. Ну не видел я их раньше на сцене. А напрасно. Актёры Артур Походня и Иван Складчиков в этом спектакле озадачили меня долгим «дежавю», заставив ломать голову: «Где же я мог их видеть раньше?» Позже по афишкам выяснил, что они шикарно сыграли в антрепризном спектакле «Опасные связи» режиссёра Дарьи Поповой. Кстати там же я увидел Елену Захарову и Анастасию Малкову — задолго до того, как встретился с ними в «Театре Луны».
Порадовала меня и другая премьера — «Антигона» режиссёра Александра Смольякова по пьесе древнего грека Софокла. Смольяков пригласил живых(!) греков на главные роли греков древних — Антигоны и Царя Креонта. Это были стопроцентная гречанка Теодора Янници и «заслуженный грек России» Эвклид Кюрдзидис. Когда Софокла со сцены – по-гречески! – читают греки, которые ещё в школе «проходили» Антигону, как мы «проходили», например, Евгения Онегина, то мурашки пробирают. И отдельное спасибо художнице по костюмам Юлии Киреевой, которая одела этих «греков» не в ватники или кеды, как ныне принято, а в классические туники из греческих (!) тканей, специально привезённых из Греции, и художнику-сценографу Константину Розанову, который скупо добавил на сцену стену из щитов, напоминающих о знаменитой греческой фаланге.
Не менее приятно удивил – на этот раз как режиссёр — и Дмитрий Бикбаев. Из дежурного блюда для «чиновников по делам молодежи» – назидательной, социальной пьесы для подростков – Дмитрий сделал действительно яркую и запоминающуюся премьеру. Его спектакль «Флайтер» по-настоящему «подростковый», но не по занудности заложенной в него морали, а по взгляду на происходящее и составу актёров!
В этом же сезоне я (признаюсь, с большим опозданием) посмотрел спектакли «Гамлет. Точка G» и «Антракт. Неприличное название» потрясающего режиссера Натальи Когут, которая смогла пропустить через себя и удивительно чувственно поставить и матёрого классического Шекспира, и «поздноначинающего» молодого драматурга Марданя. В «Точке Джи» замечательно сыграл «женский кружок по стрип-пластике» Театра Луны во главе с Дарьей Цыпляевой, что ещё раз убедило меня, что людская молва о том, что самые красивые актрисы Москвы работают в театре Сергея Проханова, имеет под собой прочную основу. А в «Антракте» я кроме подтверждения этой молвы обнаружил удивительно убедительный мужской дуэт Владимира Тягичева и Михаила Полосухина. Вот уж действительно «два медведЯ в одной берлоге»! И уже под занавес сезона я познакомился с режиссером Гульнарой Галавинской, поставившей динамичный и эмоциональный спектакль «Орфей и Эвридика» с двумя Дмитриями – Бикбаевым и Бозиным – в главных мужских ролях.
Итак, сезон закончился и остаётся ждать начала нового, который традиционно обещает встречу с классикой и легендой Театра Луны – спектаклем «Ночь нежна» по роману Ф.С.Фицджеральда в качестве открывающего события сезона, а также встречу с классиком советской драматургии Александром Володиным и его пьесой «Ящерица». Конечно, «Ночь нежна» я уже видел на открытии ушедшего театрального сезона, но разве это повод отказаться от повторного просмотра в начале следующего и ещё одной встречи со звёздами «Театра Луны»: Олегом Марусевым, Анной Тереховой, Еленой Захаровой и Людмилой Светловой? Это уже классика, золотой фонд режиссёра Сергея Проханова. Никто же не додумается сказать: «Не буду слушать Луи Армстронга, потому что я его уже слушал раньше»…
Сразу извиняюсь перед другими замечательными актёрами и режиссёрами театра, если не упомянул и их. Трудно рассказать о всех впечатлениях сезона в одном тексте, поэтому даю ссылку на тэг «Театр Луны«, чтобы желающие могли посмотреть мои репортажи — начиная со сбора труппы и вручения «ромашек»…
Текст и фото: Сергей Щенников