Тополиный пух, разносимый по московским переулкам, говорит о том, что в театральной жизни Москвы наступает время гастролей и актёрских отпусков. Перед отправлением в заслуженный отпуск Владимир Этуш блестяще закрыл свой театральный сезон премьерным спектаклем «Потерпевший Гольдинер» в РАМТе. Атмосфера в зале и за кулисами была необыкновенно тёплой. Если считать «показ для пап и мам», то спектакль шёл четвёртый раз и вполне созрел, кроме этого помогали и театральные стены. Ведь репетиции и первые три показа прошли на сцене Дома культуры МИИТ.
Зрители тепло встречали каждую реплику, репризу, паузу и даже взгляд. Было ощущение, что спектакль создавался и игрался своими и для своих. А ведь судьба «Гольдинера» складывалась непросто. Причём как у главного героя, который буквально попал под колёса своей судьбы, так и самого спектакля. Запланированный как бенефис Владимира Этуша в Театре Вахтангова спектакль неожиданно был снят. Встреченный мною за кулисами автор пьесы Виктор Шендерович сказал, что спектакль «вычеркнули из афиши» в феврале из-за него, автора, намекая, что это было ответом «властей» на его олимпийский демарш. Возможно скандал вокруг его «девочки на коньках» и послужил последней каплей, но объявление о переносе и снятии спектакля появилось на сайте театра намного раньше. Спектакль мог бы и не дойти до зрителя если бы не упорство бенефицианта и помощь его единомышленников. Режиссёр Анна Дубровская рассказала, что к ней обратился сам Этуш с предложением делать спектакль в качестве антрепризного. За кулисами Анна Дубровская призналась, что на возникший вопрос кто-же в процессе создания спектакля будет «рулить» — бенефициант или режиссёр — Этуш высказался дипломатично: «взаимно». Впрочем дальнейших выяснений режиссёру и приме будущего спектакля не требовалось: у обоих богатое — «щукинское» — прошлое, немало общих проектов. Вместо первоначально заявленной в вахтанговских афишах партнёрши Марии Арновой подключилась Ольга Тумайкина, которая уже работала с Этушем на вахтанговской сцене. Нельзя не сказать добрых слов в адрес Ольги Беловой и Юлии Павликовой из продюсерского центра «АртФурор», ведь антрепренёрам не часто достаются добрые слова поскольку даже слово «антреприза» у нас не в почёте. Очень гармонично в творческую группу антрепризного спектакля влился и приглашённый главный художник «Театра Луны» Константин Розанов. ДК МИИТа обеспечил площадку и сцену. Но не в обиду Дому культуры именно на театральной сцене РАМТа спектакль зазвучал в полную силу. Сложно сказать в чем здесь главная причина: намоленное место рядом с Большим Театром, театральная акустика или «живая музыка», которой не было в ДК. Возможно это сможет объяснить Михаил Кутепов из театрального агентства МТА, обеспечившего спектаклю сцену в РАМТе.
Но как бы то ни было, закрытие сезона у «Гольдинера» получилось идеальным: долгие овации, цветы и затянувшееся расставание зрителей в фойе с долгими обсуждениями спектакля. И, конечно, ожидание нового сезона. С таинственными намёками на возможное возвращение антрепризного спектакля на родную вахтанговскую сцену.
Крохотный диванчик в гримёрной стал своеобразной иллюстрацией сплочённости актёра, режиссера и автора пьесы в создании спектакля. На фото: Народный артист СССР Владимир Этуш, Заслуженная артистка России, режиссёр Анна Дубровская и Заслуженный анфан тэрибль либеральной журналистики, писатель Виктор Шендерович.