23 апреля легендарный московский Театр на Таганке отметит своё 50-летие премьерой спектакля «Таганский фронт». Автор текста и режиссер спектакля – Влад Маленко, поэт, актер, сам «уроженец» Таганки с почти 20-летним стажем. Музыку написал лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, который выйдет на сцену вместе с прославленной труппой. В музыкальную палитру спектакля вольются саксофоны и флейты другой музыкальной легенды – Сергея Летова. Его имя связано с легендарными уже музыкальными группами и музыкантами: со своим братом Егором Летовым и его группой «Гражданская Оборона», Сергеем Курехиным и его проектом Поп-механика, Алексеем Борисовым и Иваном Соколовским, группой «ДК», Валентиной Пономарёвой, группой Рада и Терновник. Известный музыкант-импровизатор, саксофонист и композитор Сергей Летов ответил на вопросы корреспондента «Вести Москвы».
- Сергей, вы известны как автор музыки к спектаклям Театра на Таганке и МХАТа, к этому спектаклю вы тоже сочиняли?
- В этом спектакле я не являюсь композитором, здесь я музыкант. Ну, если и композитор, то в очень небольшой части: какие-то мои мелодии, темы здесь тоже проходят и окрашивают действие. Для музыканта важно в работе над спектаклем соответствовать поставленной задаче. Не пытаться реализовывать себя – максимально всех отодвинуть и себя проявить, показать – вот я как умею. Мне кажется, что правильный подход в театре (и не только) – это максимально соответствовать поставленной перед тобой задаче. Вот автор спектакля, режиссёр ждёт от тебя исполнения, именно такого исполнения, и ты должен на какое-то время на горло собственной песенке наступить. Дать короткую нотку, но зато в нужный момент и соответствуя ситуации, а не самовыражаться. И на мой взгляд спектакль звучит очень гармонично. И лаконично - я играю не очень много в этом спектакле.
- У вас нет ощущения, что как композитор вы могли больше привнести в спектакль?
- Нет, режиссёр Влад Маленко пригласил меня в спектакль именно как известного, состоявшегося музыканта. Я когда-то играл вместе с Юрием Шевчуком, я записал с ним альбом «Время» в 1985 году, то есть очень давно. И я играю с рок музыкантами. Поэтому возможно режиссёру я здесь был нужен как некий визуальный образ времени и лишь отчасти как музыкант. Всё что сегодня звучало на фонограммах — это музыка Юрия Шевчука. И тема, которую я в самом начале играю на саксофоне – это тема Юрия Шевчука. И на премьере – сегодня на прогоне этого не было – в фойе перед началом я на темы Юрия Шевчука устраиваю перекличку с поэтом и актёром — больше похожую на перебранку – и отвечаю репликами из спектакля и из Шевчука.
- И вы «наступали на горло собственной песенке»?
- Это не концерт, а спектакль. Музыка должна не мешать донести слова, поэтому везде, где звучит текст, я почти не играю, я пропускаю эти такты. Духовые инструменты отвлекают на себя очень много внимания, и их частотный диапазон лежит там же, где и человеческий голос. Поэтому, если я играю на саксофоне, то уже никого не слышно. А здесь поэтическое слово очень важно, оно должны быть слышно разборчиво, не заглушаться музыкальными инструментами. Музыка в этом спектакле должна лишь оттенять слова, создавать настроение или напряжение в танцевальных эпизодах. Смысловую нагрузку здесь несёт только китайская музыка. В этом спектакле очень часто цитируется «Добрый человек из Сезуана». Помните реплику в зал: «Я хочу видеть хоть одного доброго человека!» «Добрый человек» – это отсыл к Сезуану, то есть к Сычуаню, если по-китайски. У Бертольда Брехта пьеса изначально так и называлась «Добрый человек из Сычуана». И у меня здесь звучит китайская мелодика, пентатоника на всех инструментах.