Замечательный подарок театралам к Международному Дню Театра преподнёс московский «Театр Луны» Сергея Проханова. На малой сцене поставили камерный спектакль «Антракт» режиссёра Натальи Когут. Многое сошлось, чтобы этот спектакль в жанре «театр в театре» столь тепло приняли именно сегодня. Написанная лет восемь назад украинским драматургом Александром Марданём пьеса «Антракт или Неприличное название» о закулисной жизни провинциального русского театра драмы на Украине неожиданно стала актуальной после недавних политических событий.
Но важнее не это сиюминутное попадание в тему, а то, что и режиссёр, и актёры «дозрели» до этой мудрой пьесы, в которой есть такая фраза: «Антракт — вся наша жизнь между главными действиями, между рождением и смертью». Как призналась режиссёр после премьеры спектакля: «Между начальной и конечной точками земного бытия умещается неисчислимое количество больших и мелких событий, нескончаемая суета. Работа над этим материалом, с этим текстом помогла мне самой понять важные вещи, и актерам, надеюсь, тоже. Наверняка и зрители смогли найти ответ на волнующие их вопросы. Посредством этого материала я впервые в театре вместе со своей командой осознанно исследую смерть как одно из явлений жизни». И эта фраза режиссёра Когут не придумана для красного словца, она её выстрадала, переживая смерть своих близких: сначала сына, потом мужа, близких друзей. И если бы нужно было придумать единицу для измерения потерь, смертей и утрат, надежд и разочарований, то можно было бы путь между рождением и смертью измерять в «когутах». Сама Наталья Когут слишком многое испытала на себе, прежде чем взялась ставить пьесу о событиях«между начальной и конечной точками земного бытия» . И это чувствуется, когда человек сам прожил то, о чём пытается рассказать.
С другой стороны – «дозрели» и сами актёры. Каждый из семи персонажей на сцене играл не роль, а сам себя. В этой связи вспоминается классическая пьеса в том же жанре «театр в театре» итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Там готовые персонажи из жизни неприкаянно ищут режиссёра, который смог бы пристроить их в сценическое действие. В «Антракте» таких персонажей семь – два режиссёра и пять актрис. Им повезло – они нашли своего режиссёра - Наталью Когут. Они выходят на сцену и играют сами себя. Типаж, возраст, жизненный опыт Михаила Полосухина и Владимира Тягичева убеждает нас, что перед нами два реальных худрука, гривастые, вальяжно-нервные — «два медведЯ́ в одной берлоге». Ирине Чипиженко, как кажется из зала, даже не нужно изображать отмечающую очередной юбилей пожилую артистку — она просто играет саму себя: бывшую актрису Грозненского русского театра драмы, заслуженную артистку Ингушетии. И это она, как ветеран сцены, поучает молодых коллег, что «доходное место» — это не пьеса Александра Николаевича Островского, а то пикантное «место», которым должны вертеть молодые актрисы перед режиссёрами и меценатами, чтобы всегда быть при ролях и при бриллиантах. То же можно сказать и про Людмилу Светлову, Надежду Луцкую, Александру Барышеву и Анастасию Савицкую. Кажется, что не играют они актрис Машу, Ольгу, Ирину, Наташу, а просто «живут» на сцене сами себя. Судачат в антракте, обмениваются колкостями и мелкими гадостями, из которых издёвка «Станешь народной, получишь отдельную гримерку» выглядит самой милой. И вдруг неожиданно, без явного перехода, включают Артиста с большой буквы: читают монолог на звенящем нерве и катят по щеке слезу, от которой у зрителей бегут мурашки по телу.
Больше ярких спектаклей в «Театре Луны«
Не забудьте посмотреть спектакль«Гамлет. Точка G» Натальи Когут
Текст и фото: Сергей Щенников