Театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва вновь порадовал публику «Спящей красавицей». Они сделали именно тот балет, который хочется смотреть: роскошные декорации и костюмы, яркие цветовые и световые решения. Примечательно, что более половины кресел на «Спящей красавице» в концертном зале «Меридиан» было занято маленькими зрителями. При этом несмотря на юный возраст многие из них были настоящими ценителями балета: повторяли за артистами наиболее выразительные жесты и даже выходили в проход, чтобы исполнить особо затронувшее их фуэте. Постановщики специально для современного зрителя несколько сократили общую продолжительность спектакля, сделали либретто более динамичным и «голливудским», добавив к сказке Перро некоторые элементы сказки «Красавица и Чудовище». Сценаристы Голливуда утверждают, что положительного героя создаёт сильный злодей. И в «Спящей красавице» Василёва и Касаткиной образ злой феи Карабосс получился брутально зловещим, но одновременно изысканным и грациозным. Фея Карабосс на каждом выходе неизменно срывала шквал аплодисментов и даже вызывала опасения, что специально под неё и в угоду современным веяниям либретто переписали настолько, что победу в конце одержит зло! К счастью, постановщики не решились зайти столь далеко. Но благодаря всем этим изменениям балет получился динамичным, интригующим и волшебным.
Авангардисты и реставраторы классики Наталия Касаткина и Владимир Василёв создали 3 балета и 1 оперу в Большом театре, 3 балета и 3 оперы в Мариинском театре и 23 балета в своем Государственном академическом театре балета. Балет «Сотворение мира», поставленный в Мариинке для Михаила Барышникова, был показан в 60 театрах мира. Последняя премьера прошла в США в 2004 году. За 38 лет существования артисты театра Касаткиной и Василёва завоевали 19 золотых медалей, 5 премий, 2 Гран-при Парижской академии танца и даже звание чемпионов мира по танцу. Из стен «классического балета» вышли такие всемирно известные танцовщики, как Александр Годунов, Ирек Мухамедов (ныне солист Ковент-Гарден), Галина Степаненко (ныне солистка Большого театра), Владимир Малахов (ныне художественный руководитель Берлинской оперы), Екатерина Березина (в 2004 году стала лауреатом национальной премии «Душа танца» в номинации «звезда балета»). Театр Классического Балета впервые представил Спящую Красавицу во время гастролей во Франции в 2004 году.
Спящая Красавица Хореография М.Петипа, Н.Касаткиной и В.Василёва
Постановка и либретто по сказкам Ш.Перро Н.Касаткиной и В.Василёва
Сценография и костюмы Е.Дворкиной.
Внимание, спойлер!
I действие
В королевстве идут приготовления к 17-му дню рождения принцессы Авроры. Ткачи плетут гобелен с её портретом. Принцесса ещё не проснулась, и поздравления Феи Сирени и её свиты принимает Королева. Неожиданно появляется злая Фея Карабосс, которую забыли пригласить на праздник. Она предсказывает Авроре ужасную судьбу: Принцесса уколется вязальной спицей и умрёт! Король с Королевой в ужасе! Добрая Фея Сирени их успокаивает — Принцесса не умрёт, но заснёт на несколько столетий. Разбудит Аврору поцелуй прекрасного Принца. Король отбирает у ткачей и ломает вязальные спицы и изгоняет ткачей из королевства.
На праздник собираются гости. В дворцовый сад входят четыре принца. Среди них — принц Дезире. Вбегает радостная Аврора. Дезире поражён её красотой. И Принцесса замерла, увидев прекрасного юношу. Её выбор сделан. Принцы дарят Авроре букеты. Один из них она роняет, уколовшись спицей, спрятанной в цветах. Хохочет Фея Карабосс: это она, переодевшись в мужское платье, подарила смертельный букет. Король и Королева — в отчаянии. Но Фея Сирени напоминает, что Аврора не умерла, она спит. Добрая Фея погружает в сон и всех присутствующих. Дворец покрывается густыми зарослями, и опечаленный Дезире не узнаёт прекрасного сада, где он обрёл и потерял свою Великую любовь.
II действие
Дезире безутешен. Ничто его не радует — ни охота на медведя, ни танцы с фрейлинами. Он хочет побыть один. Все удаляются, и Принц засыпает. Ему снится возлюбленная Аврора и Фея Сирени указывает ему путь к ней, который лежит через века. Если принц сумеет его пройти и поцелует Аврору, она проснётся. А злая Фея Карабосс предсказывает, что Дезире за время пути превратится в дряхлого старика, и как только принцесса проснётся, он умрёт.
Принц, готовый пожертвовать собой ради любимой, отправляется в дорогу по реке Времени. Ему помогают созвездия. Наконец, он у цели, хочет поцеловать Аврору, но вдруг перед ним возникает фея Карабосс и преграждает ему путь зеркалом. Дезире отшатывается, увидев свое отображение. Нет, таким он не может приблизиться к юной принцессе.
Состарившийся Дезире бредет среди руин некогда прекрасного дворца. Над Авророй возникает Фея Карабосс, готовая поразить Принцессу вязальной спицей. Сбывается пророчество злой феи. Умирающий Принц последним усилием закрывает собой Аврору. Карабосс отступает. Дезире целует принцессу и она просыпается.
Принц пытается скрыться, но Аврора бросается к своему любимому. Её не смущает, что перед ней измученный старик. Она обнимает Дезире и проливает над ним слёзы. По мановению волшебной палочки Феи Сирени в объятьях у Авроры снова юный и прекрасный Принц. В сверкающем замке Аврора и Дезире справляют свадьбу. Их поздравляют придворные, переодевшиеся в костюмы героев сказок. Среди них Красная Шапочка и Серый Волк, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, Голубая птица. Праздник завершился, и влюбленные остаются наедине со своим счастьем.
Фото: Сергей Щенников